Фазы роста компании. Модель Грейнера.

Ларри Грейнер – профессор  Гарвардской школы бизнеса в 1972 году предложил интересную и наглядную, ставшую затем классической,  модель жизненного цикла организации. 

Жизненный цикл организации (Organizational Life Cycle — OLC) – последовательность этапов или фаз роста организации за период своей деятельности.

 

Основная идея модели Грейнера состоит в том, что каждая организация в своем развитии проходит ряд фаз. При этом каждая фаза включает в себя две части — эволюционную и революционную. В период  эволюционной, основной части фазы происходит постепенное, стабильное развитие организации. Но каждая фаза рано или поздно завершается и завершается исключительно  через кризис и революцию. Затем начинается новая фаза роста компании.  Главная причина революций заключается в возникновении кризиса доминирующего в данной фазе управленческого подхода.  

Модель Грейнера включает в себя шесть фаз.

 Первая фаза – фаза творчества. На этой фазе компания молодая и относительно небольшая. Организация неформальная, а сотрудники очень лояльные. Существует плоская организационная структура и предприниматель осуществляет единоличное управление. По мере роста компании ее численность увеличивается, а структура усложняется. Этот этап заканчивается кризисом лидерства, когда возникает потребность в профессиональном управлении. 

Вторая фаза – фаза централизации и директивного руководства. Руководство организации осуществляет профессиональный менеджмент. Активно внедряются различные формализованные процедуры (описание должностных функций, бюджет, системы мониторинга и контроля, различные положения и стандарты). Однако наступает момент, когда продуктов и процессов становится слишком много и существующая бюрократическая структура управления и концентрация большинства процессов принятия решений на верхних уровнях организации начинают ограничивать возможности ее роста. Вторая фаза завершается кризисом автономности.

Третья фаза – фаза делегирования. Организация децентрализуется по географическому или продуктовому признаку. Менеджмент компании делегирует полномочия в части  тактических целей на уровень филиалов, оставляя за собой решение стратегических задач. Заканчивается эта фаза кризисом контролируемости. Причины этого кризиса — все возрастающая конкуренция подразделений за ресурсы организации (финансы, инфраструктура, люди), а также постепенная потеря контроля головного офиса компании за деятельностью увеличившегося количества бизнес-единиц.

Четвертая фаза – фаза координации. Эта фаза потребовала усложнения функции штаб-квартиры компании. В ее структуре появляются функциональные и продуктовые департаменты, занимающие сильные позиции в управлении компанией. В рамках штаб-квартиры разрабатываются мощные системы планирования и контроля выполнения плана, которые заставляют все филиалы действовать синхронно и согласовано. Поскольку необходимые для этой фазы  все усложняющиеся бюрократические механизмы рано или поздно становятся контрпродуктивными, компания сталкивается с кризисом бюрократии.

Пятая фаза – фаза сотрудничества. Формальный контроль, господствующий  на фазах 2-4 заменяется профессиональным здравым смыслом. Матричные структуры приходят на смену иерархическим структурам, особое место отводится инновационной деятельности.  Все это реализуется в рамках сложных информационных систем. Системы финансового вознаграждения персонала нацелены на мотивацию команд.

Фаза  заканчивается кризисом внутреннего роста:  дальнейший рост может быть достигнут только путем развития партнерских отношений с взаимодополняющими организациями.

Шестая фаза – фаза создания альянсов. Этот этап предполагает, что рост может продолжаться за счет слияний, аутсорсинга, сетей и других решений с участием других компаний.

Модель Грейнера дает возможность руководителю или собственнику:

— определиться на какой фазе развития находится компания в настоящее время,

— определиться с частью этой фазы – эволюционная она или революционная,

— провести организационные мероприятия, адекватные месту, занимаемому компанией в модели роста Грейнера.