Правила корейского делового этикета

Деловой этикет – это набор  определенных норм внешнего проявления поведения людейпри  деловых контактах. Южнокорейский деловой этикет характеризуется выработанными на протяжении длительного времени достаточно необычными и любопытными правилами и наставлениями, выдержка, из которых приведена ниже.

  • Встреча делового партнера

Встречая по поручению своего руководителя партнера/клиента у входа в компанию или в вестибюле, вежливо его приветствуйте, при этом назовите свою должность и имя. Сопроводите гостя на встречу к руководителю, идя впереди его по диагонали на 2-3 шага. Поднимаясь по лестнице, попросите гостя стоять повыше, а если он в юбке, поступайте наоборот. При входе в лифт сначала войдите в лифт, а затем нажмите кнопку открытия, чтобы дверь не закрылась. При выходе попросите выйти клиента первым. 

  Проводя гостя в приемную, посадите его в наиболее удобном месте — самом дальнем от входа, с хорошим обзором, желательно возле окна. При обслуживании клиентов не отвечайте на телефонные звонки и не выполняйте другую работу и просите их о понимании, если срочно придется отвлечься на другие дела. Если вам неизбежно придется ненадолго покинуть свое место, позвоните сотруднику, который может действовать от вашего имени, а когда клиент уйдет, проводите его к лифту или к выходу. 

  • Приветствие

Приветствие — начало человеческих отношений и основа этикета. Вежливое приветствие заставляет человека чувствовать себя «уважаемым», но если оно неискреннее, он можете почувствовать себя «игнорируемым». 

 Приветствуйте другого человека искренне, с ярким выражением лица и правильной осанкой. Осанка при особо уважительном приветствии сопровождается сгибанием верхней части тела примерно на 45 градусов. Такая осанка уместна при извинении или выражении благодарности. Общее приветствие сопровождается сгибанием верхней части тела на 30 градусов, и оно уместно при обмене визитными карточками, приветствии или проводах деловых партнеров. При многократной встрече с начальником (случайное приветствие) лучше всего наклонить верхнюю часть тела на 15 градусов. 

Самым распространенным приветствием в деловом обществе является рукопожатие.  Совмещая правильную осанку с рукопожатием, следует воздерживаться от крепкого сжимания рук и чрезмерного их встряхивания. Пожимайте руку другого человека своей правой рукой не более 2–3 раз, при этом запрещается засовывать левую руку в карман.  Порядок рукопожатий вежливый: начальство с подчиненными, женщины с мужчинами, старшие с младшими.

  • Обмен визитными карточками

Всегда имейте визитки в заведомо большем количестве, чем предполагается вручать. Храните их в бумажнике для визитных карточек. Вручая визитку, встаньте, вежливо поклонитесь, а затем назовите свое имя и название компании. Держите его левой рукой и передайте правой так, чтобы ваше имя было обращено к другому человеку.

Получив от гостя визитную карточку, рекомендуется вежливо подержать ее, кратко взглянуть на нее, тихо произнести указанные на визитке его имя и должность. Вместо того, чтобы сразу класть полученную визитную карточку в бумажник для визитных карточек, рекомендуется положить ее в правом нижнем углу стола, за которым вы сидите и обращаться к ней во время деловой беседы при необходимости. 

Визитные карточки первым должен вручать человек с более низким статусом. Однако если вы посещаете другую компанию, то лучше, чтобы первым ее дал посетивший человек, независимо от его статуса. 

При одновременном обмене визитными карточками необходимо давать правой рукой, а получать левой, следя за тем, чтобы пальцы не закрывали имя на визитной карточке другого человека. 

Рекомендуется записывать детали встречи на визитной карточке, которую вы получите от другой стороны. Это важно, если необходимо запомнить дату встречи, цель встречи и ее содержание. Кроме этого, если вам нужно запомнить лицо собеседника, хорошо бы записать на визитке и ваши впечатления о нем, чтобы потом можно было легко его вспомнить.

  • Общение

Стиль речи должен быть красивым и вежливым. Избегайте использования сленга и вульгарных выражений и наслаждайтесь выражениями, которые заставляют другого человека чувствовать себя комфортно, когда он их слышит.
Избегайте применения категорических выражений, опровергающих мнение собеседника, таких как «Нет». Даже если вы не согласны, используйте выражение «Может быть». Когда вам абсолютно необходимо высказать свое мнение в адрес другого человека, используйте речевой метод «Да, но …». Такой прием позволяет сначала вежливо признать мнение собеседника, а затем выразить и свое мнение по обсуждаемому вопросу. 

  • Внутрикорпоративное поведение

Приходя на работу, важно приветствовать людей улыбкой и веселым голосом. Что-то вроде «Привет» или «Доброе утро» вполне подойдет. Нехорошо здороваться только с определенными сотрудниками или здороваться тихим, едва слышимым голосом. Уходя с работы, попрощайтесь с сотрудниками с дружелюбным пожеланием, например «Удачи». Прощаясь с  начальником уместно сказать что-то вроде «Увидимся завтра» или «Хорошего вечера».

При общении по телефону необходимо обращать внимание на тон своего голоса. Он должен быть дружелюбным и иметь правильное произношение. Перед совершением звонка проверьте номер телефона другого человека, его принадлежность, звание, имя и т. д. и заранее подготовьте дела и документы, необходимые для звонка. Когда звонок будет установлен, представьтесь и кратко и точно изложите суть дела. 

 Отвечая на звонок, подождите, пока он прозвенит 2–3 раза, прежде чем ответить, а если получилось ответить слишком поздно, извинитесь, сказав: «Извините, что ответил поздно».  Если вам сложно немедленно отреагировать на вопрос собеседника, попросите его о понимании и пообещайте время для ответа.  Когда вы повесите трубку, сообщите точную информацию о разговоре своему руководителю. 

 Самая важная часть корпоративного этикета – это отношения с начальником.  Всегда отвечайте «Да», когда получаете указания от начальника. Если вы уже выполнили работу, которую вам поручили, сообщите начальнику о ходе работы и ее результатах быстро и без промедления. Но нужно быть осторожным, если начальников у вас несколько.

Правильные манеры на корпоративных ужинах также важны. Боссам нравятся люди, которые хорошо себя проявляют в различных играх на таких ужинах, так как считают, что они  будут хороши и в работе. Даже если вы неохотно идете на такой ужин, действуйте энергично и бодро, вовлекаясь в атмосферу праздника, но оставайтесь в пределах допустимых границ. Никогда не критикуйте компанию и не клевещите на своих коллег. Выпивайте в темпе, удобном вашему начальнику и не напивайтесь раньше него.