Индийский деловой этикет

Деловой этикет – это набор  гласных и  негласных правил внешнего проявления поведения людейпри  деловых контактах. Индийский деловой этикет отличается сложностью, вытекающей из уникальной системы морально-нравственных норм и традиций, сложившихся на протяжении веков.

Чтобы свести к минимуму неудачи и добиться успеха в индийском бизнесе, необходимо хорошо понимать образ мышления и бизнес-культуру индийского народа. Некоторые аспекты проявления этой культуры приведены ниже.

Знакомство

Хотя это и не является обязательным требованием при знакомстве с новым деловым партнером, знакомство через общего знакомого будет плюсом. Записываться на прием рекомендуется минимум за месяц. Личный звонок будет более эффективным, чем электронное письмо, поскольку ожидается, что многие деловые отношения будут строиться на личном фундаменте. Лучшее время для начала встречи – позднее утро или ранний день. Рекомендуется подтвердить встречу за неделю до этого и позвонить еще раз утром.

Тайм-менеджмент

В Индии  не считается невежливым небольшое опоздание на встречу, но прибытие вовремя может произвести приятное впечатление на ваших индийских коллег. Строгого графика проведения встреч не принято придерживаться, поэтому они могут заканчиваться достаточно поздно.

Приветствия и титулы

Рукопожатие — стандартное приветствие в деловой среде. Однако мужчине следует дождаться, пока женщина-коллега по бизнесу сама начнет приветствие. Если вы встречаетесь с группой людей, приветствуйте каждого человека индивидуально, начиная с самого старшего по должности человека, затем следующего по старшинству и так далее. Приветствие, осуществляемое традиционным способом «Намасте», когда обе руки соединены вместе с легким поклоном, очень ценится и демонстрирует уважение к индийским обычаям. Учитывая влияние иерархической индийской социальной структуры, обращаться к людям следует формально, по их титулу и фамилии.

Политика подарков

Дарение и получение подарков очень популярно в Индии. Тем не менее, желательно не предлагать никаких подарков до тех пор, пока не укрепятся личные отношения. Подарки не должны быть большими или дорогими, так как их можно расценить как попытку взятки и вызвать смущение. Подарки всегда должны быть упакованы, при этом избегайте черной или белой упаковочной бумаги. Подарки следует дарить обеими руками, при получении их обычно не открывают.

Дресс-код

Деловой дресс-код – это нарядная, удобная одежда.  Тем не менее, в основном мужчины носят костюм и галстук, но в самых жарких частях страны допустимо носить только брюки и рубашку, без пиджака. Галстуки обычно обязательны в традиционных секторах, таких как банковское дело и право, или как часть униформы. Женщины, как правило, одеваются в элегантные и закрывающие наряды. В секторах высоких технологий, в компьютерных компаниях допускается неформальный дресс-код.

Визитки

При первой встрече обычно обмениваются визитками после первоначального рукопожатия и приветствия. Обязательно возьмите карту правой рукой и уважительно отложите ее. На визитной карточке следует указать свое образование и должность. Желательно перевести одну сторону карты на хинди, скорее в знак уважения, а не столько из-за языковой необходимости, поскольку английский является одним из официальных языков в Индии.

Переговоры

В Индии основной подход к переговорам заключается в том, что, хотя покупатель и играет важную роль, обе стороны должны убедиться, что они достигли приемлемого для всех соглашения. Бизнес рассматривается в долгосрочной перспективе и для индийских компаний важны долгосрочные обязательства от деловых партнеров.

Деловые решения индийских бизнесменов должны основываться на доверии и интуиции.  Поэтому важно, прежде всего, построить взаимные доверительные отношения. Встречи обычно начинаются не с обсуждения предполагаемой сделки, а с разговоров о личных делах и об иных светских вопросах.

Общение во время переговоров имеет тенденцию быть непрямым, и утверждения будут выражаться более тонкими и косвенными фразами. Индийцы стараются не использовать прямой язык, чтобы не обидеть другого человека. Остановки во время переговоров в индийских компаниях не являются редкостью, и люди могут отвечать на звонки посреди совещания. В этом случае рекомендуется не показывать раздражения. Разговаривая с людьми, обращайте внимание на язык своего тела, ему будет придаваться большое значение. Следует избегать агрессивных поз, таких как скрещенные руки или руки на бедрах.

Маловероятно, что первая встреча состоится за едой. Тем не менее, нужно иметь в виду, что во время деловых обедов ключевые люди сидят посередине, окруженные с обеих сторон своими помощниками в порядке убывания, а наименее важные люди сидят на концах стола, дальше всего от середины. Деловые обеды, как правило, неподходящее время для принятия деловых решений, и вам следует обсуждать дела только в том случае, если это делает ваш индийский коллега.

Деловые переговоры по серьезным соглашениям могут длиться множество раундов. Индийским переговорщикам в ходе обсуждения сделки потребуется много дополнительной информации, и они подвергнут ее тщательному анализу. Есть много причин, по которым индийцы не могут быстро завершить переговоры, и одна из них заключается в том, что они вовлекают в процесс принятия решений несколько человек, чтобы избежать ответственности, если проблемы возникнут позже. Необходимо также иметь в виду, что решения индийских переговорщиков и лиц, принимающих окончательные решения, могут различаться. Может оказаться, что после долгих и трудных переговоров и достижения определенных компромиссных результатов, в момент подписания  контракта с лицом, принимающим окончательное решение, вдруг выяснится, что переговоры придется вести заново с самого начала. Поэтому  в Индии сделка не может считаться завершенной до тех пор, пока она не будет подтверждена в письменной форме.