Игровые способы мотивации сотрудников

Современные системы мотивации формируются с учетом комплексного подхода, то есть они, как правило, включают в себя:

  • прямое материальное стимулирование – выплата должностных окладов, премий, доплат и надбавок;
  • непрямое материальное стимулирование — добровольное медицинское страхование, негосударственное пенсионное обеспечение, обучение за счет компании и др.;
  • нематериальное стимулирование – похвала руководителя, почетная грамота от руководства организации, благоприятный психологический климат в коллективе, перспектива карьерного роста и т.д.

Но в последнее десятилетие все больше организаций, как в нашей стране, так и во всем мире начали дополнять корпоративную систему мотивации элементами игры. Геймификация трудового процесса привлекает работников тем, что с одной стороны, позволяет им частично реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, а с другой стороны ослабить психологическое напряжение и утомление, вызванные монотонной или тяжелой работой. Поэтому работодателям крайне важно и полезно учитывать  игровые моменты при построении систем мотивации труда.

Вот некоторые примеры удачно применяемых различными компаниями элементов игры в мотивации:

  • введение корпоративной валюты – в компании вводится своя «шутливая валюта» при помощи, которой, работники поощряются за трудовые успехи или наказываются за упущения. После накопления за определенный период определенной суммы эта валюта конвертируется в различные  «серьезные льготы», например, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска, оплата части стоимости путешествия, путевки на отдых, услуг фитнес-центра и т.д.;
  • введение внешних оригинальных знаков отличия для успешных работников – это может быть яркая симпатичная обувь, головной убор, корпоративный шарф, металлический значок с логотипом компании. Если работник ухудшает свои показатели, то он лишается права на ношение таких знаков;
  • создание закрытого корпоративного клуба для успешных сотрудников. Чтобы стать его членом, работнику необходимо, стараясь работать как можно усерднее и успешнее, набрать за определенный период определенное количество баллов. После этого член клуба приобретает право на ряд привилегий, например, возможность неформального общения с первыми лицами компании, приоритета при рассмотрении  карьерного продвижения,  первоочередного участия в программах лечения и отдыха и т.д.;
  • размещение на сайтах компаний фотографий и контактов лучших менеджеров по продажам. Помимо морального удовлетворения успешный продавец приобретает возможность увеличения своей клиентской базы, поскольку клиенты в процессе заказа продукции отдают предпочтение, как правило, лучшим сотрудникам компании;
  • присвоение удачной идее или технологии, кардинально улучшившей производственный или бизнес — процесс имени того сотрудника компании, который стал автором этого революционного предложения;
  • периодическое, но вместе с тем и неожиданное предложение руководителя подразделения поощрить (в конце рабочего дня) за оперативное выполнение актуальной задачи отличившихся сотрудников какой-нибудь вкусной пищей, например, пиццой или тортом.