Анализ национальных культур Тромпенаарса
Альфонс (Фонс) Тромпенаарс — голландский теоретик и консультант по управлению, известный исследователь национальных культур. Основная работа — книга «Поездка по волнам культуры, понимание культурного разнообразия в глобальном бизнесе» (1997).
Анализ национальных культур проводился Тромпенаарсом на протяжении 25 лет. Охват составил 60 стран. Целевая аудитория – менеджеры различных компаний, различных уровней управления и различных функциональных направлений.
В своих исследованиях Тромпенаарс опирался на теорию социального действия американского социолога Толкотта Парсонса, в частности на описанные им типовые переменные элементы системы культуры.
Кросс-культурный анализ Тромпенаарса имеет семь полярных параметров или измерений культуры.
- Универсализм — специализация (Univesalism – Particularism). Это параметры культуры, которые характеризуют значимость формальных отношений в обществе.
Универсализм предполагает построение в обществе деловых отношений на жесткой основе универсальных, т.е везде и всегда применимых единых формальных правил, процедур и стандартов. Специализация – это формирование деловых отношений на гибкой основе личных связей и знакомств, уровня уважения и доверия к партнерам по бизнесу.
- Индивидуализм — коллективизм (Individualism – Communitarianism). Это параметры культуры, которые характеризуют поведение личности относительно социума.
В индивидуалистской культуре человек опирается в организации своей жизни, своего бизнеса, прежде всего, на себя, на свои уникальные способности, знания и опыт. В коллективистской культуре человек ощущает себя членом команды и, соответственно этому, выстраивает свои личные и деловые отношения.
- Нейтральность — эмоциональность (Neutral – Affective). Это параметры культуры, которые характеризуют степень влияния эмоциональности в деловых отношениях.
В нейтральных культурах принято проявлять сдержанность и сосредоточенность, стоически переносить трудности и не показывать своих чувств. Эмоциональные культуры отличаются открытостью, избыточной говорливостью, спонтанным выражением чувств.
- Конкретность — диффузность (Specific – Diffuse). Это параметры культуры, которые характеризуют степень разграничения личного и публичного пространства человека.
Конкретность предполагает жесткое разделение частной жизни и производственных дел. Частная сфера человека закрыта для других людей, кроме самых близких друзей и коллег. Диффузность – параметр культуры, в которой считается нормой совмещение публичного и приватного пространств личности.
- Достижимость — принадлежность (Achievement – Ascription). Это параметры культуры, которые характеризуют способы приобретения высокого статуса в обществе.
Культура достижений характеризуется тем, что статус члена общества определяется успешностью выполнения им своих задач и функций. В культуре принадлежности происхождение и стаж работы человека определяют его статус и авторитет.
- Последовательность – синхронность. (Sequential time – Synchronous time). Это параметры культуры, которые характеризуют восприятие человеком времени. В культурах с последовательным восприятием времени подход люди полагают, что время течет от прошлого к будущему, каждый момент времени уникален и неповторим, время – это ценный ресурс, который необходимо использовать наиболее эффективным образом. Соответственно, в таких культурах люди стремятся делать одно дело в каждый данный промежуток времени, точно соблюдают назначенное время деловых встреч и строго следуют разработанному плану.
Люди в культурах с синхронным использованием времени считают время рассеянным и циклическим, полагают, что бегать за временем невозможно, поэтому им нужно быть более расслабленными и не беспокоиться, если опоздают. Поэтому в синхронных временных культурах люди работают над несколькими проектами одновременно, гибко относятся к планам и обязательствам.
- Ориентированность (внутренняя — внешняя) (Internal direction – External direction). Это параметры культуры, которые характеризуют отношение человека к своей окружающей среде.
Люди внутри ориентированной культуры полагают, что окружающая среда не представляют какой-либо угрозы, поэтому они сосредоточены на управлении внутренними ресурсами, на решении внутренних проблем, на внутреннем контроле. Основное внимание уделяется самому себе, своей команде и своей организации.
В культуре внешней ориентированности люди считают, что они должны работать с окружающей средой для достижения своих целей и жить с ней в гармонии. В этих культурах поддержание гибких и добрых отношений с партнерами важнее, чем личная победа.