Психологический стресс
Психологический стресс – это функциональное состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера.
Стресс является продуктом мысли и оценки ситуации, знания собственных возможностей, а также степени владения способами управления и стратегии поведения в экстремальных условиях. Стресс обусловлен тревогой человека за жизнь, здоровье, успех и благополучие.
Основными потенциальными источниками психологического стресса в рамках трудовой деятельности являются:
- организационно-экономические и социальные характеристики деятельности – структура управления (взаимосвязи, формы подчинения), стимулы труда (оплата труда, моральные стимулы), социальные факторы (статус, ролевые отношения),
- рабочие характеристики деятельности – содержание труда (задачи, способы решения), средства труда, санитарно-гигиенические условия, организация процесса труда (режим труда и отдыха, рабочая нагрузка),
- индивидуальные характеристики субъекта труда – профессиональные (подготовленность, опыт), морально-нравственные (ответственность, инициативность), психологические (мотивационные, эмоционально-волевые, познавательные), физиологические (состояние здоровья, уровень функциональных резервов).
Изменение поведения человека при стрессе выражается в двух наиболее общих формах:
— активно-эмоциональная форма (направленная на прекращение действия экстремального фактора),
— пассивно-эмоциональная форма (ожидание окончания воздействия экстремального фактора).
Угроза, как спусковой механизм психологического стресса – это событие или информация, предвосхищающая будущее столкновение человека с какой-то опасной для него ситуацией.
Оценка стрессового события осуществляется исходя:
— из вызываемых эмоций, ассоциируемых с данным событием,
— из степени неопределенности события с точки зрения возможности его наступления и силы воздействия,
— из значимости события для конкретного человека.
Одинаковые события для одного человека могут вызывать стресс, а для другого – нет.
Для преодоления стресса используется метод поэтапного оценивания угрозы. Первичная оценка проводится для оценивания сложившейся ситуации с точки зрения ее угрозы для субъекта труда. Вторичная оценка направлена на установление соотношения способности субъекта к преодолению стресса и требованиями, предъявляемые ситуацией. Переоценка необходима для сопоставления первых двух оценок. Она может привести к пересмотру возможностей воздействовать на данную ситуацию и коррекции вторичной оценки в сторону положительного соотношения, т.е. к преодолению стресса.