Мышление и интеллект

Мышление определяется как психический процесс  опосредованного и обобщенного познания объективной реальности. Интеллект – это способность к мышлению, а мышление, в свою очередь, – процесс реализации интеллекта.

Эволюционно развитие интеллекта человека осуществляется в рамках двух этапов — сенсомоторного и символического. Сенсомоторный этап – это период развития ребенка от его рождения до возраста двух лет. На этом этапе ребенок в результате взаимодействия с окружающим миром благодаря своим движениям и органам чувств, приобретает первые простые мыслительные навыки. Символический этап развития интеллекта связан с оперированием символами и, в первую очередь, словами. Этот этап явился основой развития человеческой цивилизации.

Существует четыре способа мышления, которые в той или иной мере использует каждый человек в своей деятельности.

  • Наглядно-действенное мышление – практическое мышление, проявляющееся при решении задач, основанных на пошаговом переборе действий, как-то связанных с целями этих задач.
  • Наглядно-образное мышление – практическое мышление, базирующееся на необходимости постоянной опоры на восприятие окружающего мира.
  • Образное мышление – абстрактное мышление, связанное с манипулированием воображаемыми или извлекаемыми из памяти образами.
  • Понятийное мышление – абстрактное мышление, основой которого являются процессы обработки отвлеченных понятий, проведение логических выводов, суждений и умозаключений.

Мышление предполагает создание умственной модели проблемной ситуации и оперирование в рамках этой модели в целях решения проблемы.

Процесс мышления состоит из ряда интеллектуальных процедур – сравнения, аналогии, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации, индукции и логического вывода.

  • Сравнение – процедура, заключающаяся в сопоставлении параметров понятий по определенным критериям. Результатом сравнения может стать выявление тождества или степени различия, что позволяет, например, делать выводы об аналогии.
  • Анализ – это разделение понятия объекта на составные части, определение характеристик этих частей, их иерархии и взаимоотношений.
  • Синтез представляет собой процедуру обратную анализу, т.е. объединение частей, установление их соотношений и построение некого целого.
  • Абстрагирование заключается в выделении каких-либо характеристик или параметров объекта.
  • Обобщение – объединение ряда объектов в одну группу на основе результатов процедур абстрагирования, анализа и сравнения.
  • Конкретизация – это процедура, связанная с фиксацией ряда параметров обобщенного описания.