Психическое развитие личности

Личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, обеспечивающих индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Психика человека развивается непрерывно в течение всей жизни. Развитие личности представляет собой процесс вхождения индивида в определенную социокультурную среду. Психическое становление человека определяется генетическими и средовыми факторами. Влияние среды на развитие интеллекта человека оказывает самое значительное влияние в детском и подростковом возрасте. Влияние генетики на психологическое развитие личности увеличивается с возрастом человека.

Каждый человек имеет уникальные вариации генетических программ и уникальные обстоятельства, в которых эти программы реализуются. Реализация этих программ и развитие психических функций в различные периоды жизни человека осуществляется неравномерно. Наиболее высокая степень восприимчивости к профессиональному и социальному опыту отмечается в возрасте от 18 до 25 лет. В 26 – 29 лет происходит некоторое снижение функции памяти и мышления, связанное с созданием семьи и определением своей жизненной позиции в рамках трудовых отношений. У обычного человека наиболее высокий подъем всех интеллектуальных функций происходит в период с 30 до 40 лет, у человека занятого активным творческим трудом – в среднем до 45 лет. При этом расцвет творческих способностей личности зависит от сферы научных интересов. Так, математики и физики достигают пика своих творческих способностей в период с 30 до 34 лет, а философы – в период с 40 до 55 лет.

Интенсивность старения интеллектуальных функций человека зависит  от двух факторов: одаренности и образования. На сохранение высокой работоспособности человека в пожилом возрасте большое влияние оказывает и его творческая активность.

Личность, являясь субъектом жизненного процесса, организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход. Жизненный путь – это процесс развития человека, в ходе которого формируется устойчивая и, одновременно, пластичная структура личности. Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий и впечатлений. Жизненный сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования будущего.