Феномены поведения человека при принятии решений

 С точки зрения психологической теории, принятие решения – это совокупность психических процессов по определению возможных вариантов действия, оценки их полезности и вероятностей, выбора одного из этих вариантов и оценки правильности сделанного выбора.

  При осуществлении этих психических процессов существует вероятность проявления психологических ловушек – феноменов, возникающих вследствие отклонения поведения людей при  осуществлении выбора в условиях неопределенности и ограниченности времени.

   Наиболее часто встречающимися феноменами являются:

  • феномен эвристики доступности (феномен Хогарта) – оценка человеком вероятности событий зависит от того, насколько легко подобное событие всплывает в памяти,
  • феномен веры в контролируемость событий (феномен Ланге) – оценка человеком вероятности событий зависит от того, насколько высока его вера в возможность проконтролировать это событие,
  • феномен желаемого результата (феномен Ирвина) – оценка человеком вероятности событий завышается в случае его желаемости, и, наоборот,
  • феномен переоценки событий с малыми вероятностями и недооценки событий с большими вероятностями (феномен Канемана),
  • феномен «якорный эффект» – на оценку человеком вероятности событий большое влияние оказывает ранее полученная субъективная внешняя информация (якорь) об этом событии,
  • феномен склонности к подтверждению (феномен Кориата) – человек, приняв решение, склонен искать в собственной памяти то, что подтверждает правильность принятого решения, а не то, что противоречит ему. Отсюда следует, что человек переоценивает правильность принятого решения, при этом, чем труднее решаемая задача, тем выше степень переоценки правильности решения,
  • феномен позитивного сдвига рисков (феномен Стоунера) – группе, принимающей решение, свойственно принятие более рискованного решения, чем в том случае, когда решение принимается индивидумом,
  • феномен «поглощения проблемой» – доминирование процесса по достижению цели над самим достижением цели,
  • феномен «универсальной альтернативы» – выбор решения осуществляется по стереотипу, шаблонно, на основании предыдущего опыта,
  • феномен доминирования первой альтернативы – альтернатива, разработанная или рассмотренная первой, часто переоценивается по сравнению с другими альтернативами,
  • феномен реактивного сопротивления – в случае внешнего грубого навязывания альтернативы человек склонен к неприятию такого давления, и, как следствие, к принятию иной альтернативы,
  • феномен группового мышления (феномен Яниса) – проявляется при групповом принятии решения и означает необоснованный оптимизм, построенный на иллюзии неуязвимости членов группы, а также означает навязывание группой каждому индивиду норм поведения, побуждающих ее членов игнорировать моральные последствия принимаемых решений.