Международно-правовое регулирование заработной платы

 Международное регулирование заработной платы отражено в правовых актах Организации Объединенных Наций и Международной организации труда.

 Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах (статья 7) провозгласил право каждого человека на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности, без какого бы то ни было различия.

 Конвенция МОТ 1951 года №100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (статья 1 и 2) установила, что каждое государство —  член МОТ обеспечивает применение принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности путем установленной законодательством системы определения вознаграждения, либо путем коллективных договоров между работодателями и работниками. При этом понятие «вознаграждение» включает в себя основную или минимальную заработную плату и всякое другое вознаграждение, предоставляемое прямо или косвенно, в деньгах или в натуре работодателем работнику в силу выполнения последним какой-либо работы.

 Конвенция МОТ 1970 года №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (статья 1) обязала членов МОТ ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму. Минимальная заработная плата, согласно статьи 2 Конвенции, имеет силу закона и не подлежит понижению. Факторами,  учитываемыми при определении уровня минимальной заработной платы, являются, во-первых потребности работников исходя из стоимости жизни, а во-вторых экономические соображения, включая требования экономического развития и поддержания высокого уровня занятости.

 Рекомендация МОТ 1970 года №135 детализирует процедуру установления и пересмотра минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата может устанавливаться при помощи:

—  законодательства;

— решений национальных советов по вопросам заработной платы;

— решений трудовых судов;

— придания силы закона положениям коллективных договоров.

  Пересмотр минимальной заработной платы должен осуществляться с учетом изменений в стоимости жизни и других экономических условиях. Для этого должны проводиться периодические обзоры экономических условий в стране, включая тенденции в области доходов на душу населения, производительности труда и занятости, безработицы и неполной занятости

 Конвенция МОТ 1949 года № 95 «Об охране заработной платы» регламентирует множество необходимых для организации выплаты заработной платы правовых норм. Статья 3 Конвенции говорит о том, что денежная заработная плата выплачивается исключительно в валюте, имеющей законное обращение в данной стране. Статья 4 разрешает частичную, в разумных пределах выплату заработной платы натурой, при этом она должна способствовать личному потреблению работника и его семьи и  приносить ему пользу. Статья 5 уточняет что, заработная плата выплачивается непосредственно заинтересованному работнику, а статья 6 запрещает работодателям стеснять работников в свободном распоряжении своей заработной платой. Статья 8 регламентирует порядок удержания вычетов из заработной платы. Статьи 12 и 13 определяют регулярность и место выплаты заработной платы.

 Рекомендация МОТ 1949 года №85 дополнила Конвенцию №95 следующими положениями:

— удержания из заработной платы должны быть ограничены до такого предела, который считается необходимым для обеспечения содержания работника и его семьи,

— периодичность выплаты заработной платы составляет не реже двух раз в месяц,

— уведомление работников об условиях получения заработной платы должно включать в себя информацию о размерах ставок, периодичности и месте выплаты, методе исчисления заработной платы,

— обязательное информирование работников при каждой выплате заработной платы о сумме заработанного вознаграждения и размерах удержания.

 Наконец, Конвенция МОТ 1962 года № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» в статье 12 определила порядок выплаты авансов в счет заработной платы.