Экономическая мысль феодальной России

Русская экономическая мысль начинает развиваться со времени образования Древнерусского государства. Наиболее полно экономическая мысль средневековой России отражена в «Русской правде» — первым в истории кодексе законов Русского государства, а также в экономико-политическом трактате «Правительница», автором которого был Ермолай-Еразм.
«Русская правда» была написана в XI веке во времена правления киевского князя Ярослава Мудрого и его сыновей. Она представляет собой свод юридических законов, отразивших практический уровень, достигнутый экономической мыслью к этому времени в Древнерусском феодальном государстве – Киевской Руси.
«Русская правда» содержала нормы как гражданского, так и уголовного права. Эти нормы:
— фиксировали процесс феодализации государства, закрепляли феодальную эксплуатацию, а также политическое (княжие или служилые люди, простые люди, холопы или рабы) и экономическое (бояре, смерды, наймиты) деление общества,
— регламентировали систему наказаний и возмещения убытков,
— давали правовое определение натурального хозяйства и имущественных отношений,
— устанавливали приоритет имущественной безопасности и неприкосновенности собственности перед личной безопасностью — жизнью человека и его здоровьем,
— регулировали торговые и кредитные отношения, что свидетельствует о распространении торгового капитала и ростовщичества.
Священник Московской дворцовой церкви Ермолай (позже он постригся в монахи под именем Еразм и поэтому вошел в историю как Ермолай-Еразм) жил и работал в период завершения формирования Русского централизованного государства. Основной труд его жизни – реформационный трактат «Правительница» был написан в середине XVI века во времена правления царя Ивана Грозного.
В основе экономических воззрений Ермолая — Еразма лежит тезис о труде крестьян как источнике богатства государства. Поэтому он отводил крестьянскому сословию первое место в государстве, и считал необходимым улучшить его материальное положение и ослабить крепостнический ярем, лежащий на крестьянах. В этих целях он предлагал:
— унифицировать для крестьян фискальную норму на уровне 20% от собранного урожая (валового дохода),
— освободить крестьян от ямских поборов и возложить их на купцов, поскольку их доходы определяются уровнем связей между городами,
— повысить эффективность и быстроту работы землемеров,
— запретить боярам и воеводам собирать налоги с чужих земледельцев,
— привлекать в ополчение только жителей городов.
Вместе с этим он критиковал вельмож-бояр за то, что они живут в праздности, возражал против крупной торговли и ростовщичества
Безусловно, царю было известно о трактате Еразма, но нельзя определенно утверждать, что Иван Грозный в своей политике руководствовался его идеями, тем не менее, некоторые экономические реформы царя (расширение поместной системы) созвучны его проектам.