Экономические учения средневековья

Эпоха средневековья охватывает большой исторический период – с V века и по XVIII век. Экономическая мысль в это время была в основном направлена на поддержание феодального порядка, его стабилизацию. Самые яркие мыслители средневековья — Ибн-Хальдун, Августин и Фома Аквинский.
Ибн-Хальдун (1332 – 1406) выдающийся арабский ученый, оставивший глубокий след в истории мировой экономической мысли, жизнь и деятельность которого были связаны с мусульманским Средиземноморьем. Прославившая Ибн Хальдуна в веках «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле» содержала Введение (по-арабски «Мукаддима»), которое стало первой в истории концепцией экономической обусловленности общественных изменений.
Ибн-Хальдун в этой работе высказал очень революционные, для своего времени, мысли и идеи, которые характеризуют сейчас этого ученого, как великого предшественника западных экономических теорий. Основной направляющей силой в истории человечества он считал материальную необходимость. Ибн-Хальдун стал первым ученым, который систематизировал функции экономики, указал на важность технической базы, специализации производства и внешней торговли для получения экономического излишка (прибыли).
Пути и способы достижения экономического излишка по Ибн-Хальдуну:
— экономический излишек повышается там, где государственная политика благоприятствует экономической активности. Для обеспечения необходимых услуг и функционирования соответствующих государственных служб государству следует взимать минимальную сумму излишка путем налогообложения.
— государство должно брать на себя ответственность по созданию рабочих мест. Оно должно строить дороги, центры торговли и принимать другие меры для поощрения торговли и производства. Но «прямое вмешательство государства в экономическую деятельность за счет участия в коммерции» может вызвать упадок государства и его экономики.
— разделение труда является важным источником экономического излишка, если среда благоприятна для специализации, предприниматель заинтересован в том, чтобы заниматься дальнейшей торговлей и производством,
— и работники, и предприниматели – уважаемые члены общества, которые пытаются получить максимальную отдачу от своей деятельности в виде прибылей и заработной платы. Прибыль является первопричиной коммерческих начинаний, а ожидание прибыли ведет к расширению производства.
— цена товаров и услуг определяется спросом и предложением. Если товар редок и пользуется спросом, его цена высока. Торговец будет покупать такой товар там, где он дешевле и не является дефицитным, и продавать там, где его недостаточно и он пользуется спросом, по более высокой цене.
— монетарная политика должна быть стабильной, продуманной и направленной на защиту покупательной способности денег, что является вопросом справедливости. Население должно быть защищено от несправедливой политики правителей, которые обесценивают деньги. Стабильная национальная валюта повышает доверие народа к деньгам, торговле и производству.
— защита и обеспечение имущественных прав должна быть закреплена законодательно и является залогом выживания цивилизации.
Августин Блаженный (353-430) — великий христианский богослов, епископ, был выразителем экономической мысли раннего Средневековья, в период, когда хозяйство имело натуральный характер, феодальная система и классы феодального общества находились в стадии зарождения. Главные труды Блаженного Августина — “О граде Божием” и “Исповедь”.
Экономические воззрения Августина заключались в следующем:
— умственный и физический виды труда равноценны и поэтому не должен влиять на положение человека в обществе; если человек занят только духовной деятельностью и не занимается ручным трудом, то это признак его лености,
— деньги являются искусственным изобретением людей и предназначены для проведения меновых операций,
— нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами,
— цена товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами на его производство.
Фома Аквинский (Аквинат) (1225 – 1274) — выдающийся мыслитель средневековой Европы, философ и теолог, доминиканский монах, систематизатор средневековой схоластики и учения Аристотеля, покровитель католических университетов, колледжей и школ. Основная работа, в которой он изложил свои экономические взгляды — «Суммы теологии». Суть этих взглядов:
— интеллектуальный труд должен цениться выше физического,
— частная собственность является естественным и необходимым институтом человеческой жизни,
— золото и серебро рассматривается не только как инструмент для меновых операций, но и как источник приумножения частной собственности,
— торговля и торговцы необходимы в государстве,
— справедливая цена товара отражает два вида справедливости, с одной стороны, цена определяется затратами труда и расходами на его производство, а, с другой стороны, она может быть и больше, поскольку доходы продавца должны соответствовать его статусу,
— земельная рента может присваиваться собственником, поскольку она создана силами природы.
— прибыли купцов и ростовщиков допускаются в случаях, если они извлекаются трудом, связанным с риском для их благопристойной деятельности. Уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца или ростовщика возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества.