Социальные утопии XVI – XVII веков

Позднее средневековье (XVI – XVII вв.) в странах Запада характеризуется началом перехода от феодализма к зарождающемуся капитализму, который также как и феодализм игнорировал интересы народных масс. Возникающие в этот период и выражающие интересы бедных слоев крестьянства социальные утопии – это попытка найти иные, более справедливые пути экономического развития общества.
Основоположниками утопического социализма стали англичанин Томас Мор и итальянец Томмазо Кампанелла.
Томас Мор (1478–1535) выдающийся мыслитель и лорд-канцлер средневековой Англии. Главное его произведение носит длинное название «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия». Экономическая жизнь людей на острове Утопия (утопос — греч. – несуществующее место) организована на основании следующих революционных принципов:
— все жители острова занимаются производительным трудом,
— продолжительность рабочего дня не превышает 6 часов, остальное время граждане посвящают просвещению, наукам, искусству,
— вся произведенная продукция, также как и все природные богатства острова являются общественными, частной собственности нет,
— все материальные блага распределяются между гражданами согласно их потребностям, которые добровольно ими само ограничиваются,
— задачей островного государства является справедливая организация трудовой деятельности граждан и справедливая организация распределения между ними различных благ.
Томмазо Кампанелла (1568-1639) великий итальянский философ, теолог и писатель, изложивший в утопическом трактате «Город Солнца» свое представление об идеальном устройстве государства и его экономической политике.
Главная причина всех бедствий в обществе, по мнению Кампанеллы – социальное неравенство, существование богатства и нищеты. Господство социального неравенства, частного интереса порождает ничем не сдерживаемое себялюбие, индивидуализм, пренебрежение к интересам других людей и общества в целом. Для устранения всех этих несчастий Кампанелла предложил те же идеи, что и Томас Мор, но существенно развил их и дополнил следующими соображениями:
— частная собственность граждан, как основа социального неравенства упраздняется, только «община делает всех одновременно и богатыми и вместе с тем бедными: богатыми – потому, что у них есть все, бедными – потому, что у них нет никакой собственности; и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им»,
— моногамные семьи упраздняются, поскольку «частная собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей»,
— всеобщее участие в труде, который из проклятья стал почетным и уважаемым делом — важнейшая черта общественного строя Города Солнца, соответственно, участие в труде всех обеспечивает возможность резко сократить рабочий день и избавить работающих от чрезмерного перенапряжения,
— всеобщий труд – залог подлинного процветания, как государства, так и всех его граждан. Трудиться человеку необходимо не только из экономических соображений: безделье губит человека и физически, и нравственно,
— в Городе Солнца существует разделение труда, которое, прежде всего, связанное с биологическими особенностями людей. Хотя женщины воспитываются и обучаются наравне с мужчинами, они освобождаются от особенно тяжелых видов работ «никто не вынужден участвовать в труде, губительном для личности, а только в труде, сохраняющем личность»,
— каждый гражданин получает от общества все, что необходимо для удовлетворения его потребностей, но поскольку возможен чрезмерный спрос со стороны граждан на те или иные продукты, то власти должны следить за тем, чтобы никто не получил больше, чем ему надо,
Тем же рациональным принципам подчинено в Городе Солнца и воспитание и обучение детей. Всеобщему невежеству народа в современном ему обществе Кампанеллы противопоставляет заботу государства о просвещении. Изучив естественные и отвлеченные науки, «постоянно и усердно занимаясь обсуждением и спорами», юноши и девушки «получают должности в области тех наук и ремесел, в которых они преуспели больше всего».
Всеобщее участие в труде, который из проклятья стал почетным и уважаемым делом, — важнейшая черта общественного строя Города Солнца. Солярии «того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела».
А участие в труде всех обеспечивает возможность резко сократить рабочий день и избавить работающего от чрезмерного перенапряжения.
Существует у соляриев и разделение труда, прежде всего связанное с биологическими особенностями людей. Хотя женщины воспитываются и обучаются наравне с мужчинами, они освобождаются от особенно тяжелых видов работ. «… никто не вынужден участвовать в труде, губительном для личности, а только в труде, сохраняющем личность».
Всеобщий труд – залог подлинного процветания как государства, так и всех его граждан. Трудиться человеку необходимо не только из экономических соображений: безделье губит человека и физически, и нравственно. Кампанелла убежден, что некоторые болезни возникают «от недостаточной работы».
Коллективный труд на полях и в мастерских, избавленный от всяких тягот несправедливости и эксплуатации, обеспечивал, по Кампанелле, всеобщий достаток и невиданной досель сокращение рабочего дня. Достичь этого было можно путем обобществления производства, справедливого распределения и эффективного труда – большей, как сказали бы в настоящее время, его производительности.
«Каждый гражданин получает от общества все, что необходимо для удовлетворения его потребностей; но Кампанелла считает возможным чрезмерный спрос со стороны граждан на те или иные продукты. Поэтому власти следят за тем, чтобы никто не получил больше, чем ему надо»
Кампанелла намного больше, чем Мор, приблизился к идее «от каждого по способностям». Это объясняется не тем, что «уровень жизни» соляриев несколько выше, чем утопийцев. Главное тут в ином отношении к труду: солярии работают «всегда с радостью». В труде, сообразном с природной склонностью, Кампанелла видит залог «сохранения» личности. Не случайно его солярии куда внимательней, чем утопийцы, относятся к природным наклонностям человека, их выявлению, пестованию и даже «программированию». Однако нельзя сказать, что в этом внимании преобладают интересы личности – на первом месте по-прежнему стоят интересы общины, стремление найти наиболее рациональное применение для каждого из ее членов. Да и проявление способностей все еще поставлено в жесткие рамки давно предначертанных понятий о «нужном» и «ненужном».
Только учитывая это, можно сказать, что в Городе Солнца солярии требовали от каждого участия в труде «соответственно пригодности и силе».