Социальные утопии XIX века

Впервые идеи о необходимости достижения в обществе социальной справедливости высказывались основоположниками утопического социализма Томасом Мором и Томмазо Кампанеллой еще XVI – XVII веках. Но это была лишь предистория утопического социализма. Свой классический период это интересное направление экономической мысли пережило в первой половине XIX века. К этому времени в ряде европейских стран уже были заложены основы мануфактурного производства, осуществлялся процесс первоначального накопления капитала, ускоренными темпами развивались капиталистические отношения и свойственные им противоречия между богатством и бедностью. В этот же период политическая экономия приобрела черты подлинно научной дисциплины.
Наиболее яркими представителями утопического социализма XIX века стали французы Сен-Симон и Фурье, а также англичанин Оуэн.
Общими характеристиками социальных утопий XIX века являются:
• Краеугольный камень всех утопий — это идея, заключающаяся в том, что капитализм не является естественным и вечным общественным строем, и он рано или поздно будет заменен новым, более справедливым утопическим строем, в котором все граждане будут работать, не будет бездельников, живущих за счет других, не будет нищеты и неравенства. Люди будут трудиться сообразно своим устремлениям и наклонностям и в полной мере будут реализовывать все свои потребности.
• Все утопии предполагали мирный переход к новому общественному строю на основании некого общественного согласия.
• Все утопии отталкивались от теории трудовой стоимости Давида Рикардо.
• Все утопии самым активным образом в течение многих лет пропагандировались в обществе и предлагались политической элите различных стран для внедрения непосредственно самими авторами утопических учений.
• Все утопии имели учеников и последователей, но ни одно из учений не получило широкой поддержки в среде наемных промышленных и сельскохозяйственных рабочих, и тем более не получило поддержки среди капиталистов и землевладельцев.
• Все практические попытки реализации в тех или иных формах предлагаемых социалистами-утопистами социальных утопий рано или поздно завершались провалом. Сами утопические школы постепенно превращались в малочисленные полурелигиозные секты.