Классическая научная теория организации

  Основоположником классической научной теории организации и отцом научной организации труда является Фредерик Уинслоу Тэйлор, американский инженер и консультант по менеджменту.
В 1911 году была опубликована в США революционная для того времени работа Тэйлора «Принципы научного управления», в которой были подведены итоги его многолетних исследований в области создания эффективной организации.
Основной задачей управления предприятием – писал Тэйлор – должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника. При этом под максимальной прибылью понимается, в том числе, и развитие предприятия до наивысшей степени совершенства, а максимальное благосостояние может быть осуществлено лишь в результате максимальной производительности работника. Таким образом, важнейшей целью, как администрации предприятия, так и самих рабочих должно быть обучение и развитие каждого отдельного работника, для того чтобы он мог (при наиболее быстром темпе работы и максимальной производительности ее) давать труд наивысшего качества, и притом тот, к которому он наиболее способен по своим естественным склонностям.
Невысокая производительность труда вследствие сознательно медленного труда рабочих, работа с «прохладцей» имеет, по мнению Тэйлора, следующие причины:
• заблуждение, распространенное среди рабочих и заключающееся в опасении того, что повышение выработки приведет к лишению работы значительного числа рабочих,
• неправильная система организации управления предприятиями, которая побуждает рабочего работать медленно,
• непроизводительные методы производства, которые принуждают рабочих тратить даром значительную долю своих усилий.
Для устранения причин низкой производительности труда, с учетом научных походов к организации труда – говорит Тэйлор — администрация предприятия обязана следовать следующим принципам:
• взять на себя разработку научного фундамента для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых в организации,
• произвести тщательный отбор рабочих, а затем их обучение и развитие,
• осуществлять сердечное сотрудничество с рабочими в направлении достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны,
• устанавливать равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими, то есть часть ответственности лежащей на рабочем должна быть передана специально подготовленным административным работникам.
Только путем принудительной стандартизации методов, принудительного использования лучших орудий и условий труда и принудительного сотрудничества можно обеспечить общее ускорение темпа работы – пишет Тэйлор и приводит пример такого ускорения в работе каменщика. При введении элементов научной организации труда при кладке кирпича, во – первых, устранены излишние движения каменщика, во – вторых, введены простые приспособления, посредством которых устранен ряд утомительных движений, в – третьих, научили каменщика делать простые движения одновременно обеими руками.
Большое внимание Тейлор уделял административному и функциональному управлению организацией. Он ввел разделение функций планирования работ и их выполнение. Задачами отделов планирования является выработка ежедневных предписаний для управляющих. Далее Тэйлор обосновал необходимость специализации руководителей низовых звеньев – групп исполнителей и предложил концепцию функционального руководства.
Концепция функционального руководства группой состоит в делении работы управляющими таким образом, чтобы каждый член группы имел столько функций, сколько он может выполнить. Традиционные функции руководителя низовой группы сводятся к деятельности и по планированию, и по управлению. Тэйлор отмечал, что деятельность по планированию должна выполняться в департаментах планирования служащими, специализирующимися на этих вопросах. Он выделял четыре различные подфункции, которые должны выполняться четырьмя различными работниками: служащим по порядку и направлению работы, служащим по инструкциям, служащим по времени и стоимости и служащим по соблюдению цеховой дисциплины. Управленческая деятельность должна осуществляться на уровне цехов и проводиться четырьмя различными лицами: начальником смены, приемщиком, руководителем ремонтной мастерской, руководителем по нормированию.