Жизненный цикл организации

     Организации зарождаются, развиваются, достигают зрелости, ослабевают, в конце концов, прекращают свое существование или радикально обновляются. На каждой стадии жизненного цикла возникают свои проблемы, и, если их вовремя не решать, развитие организации может затормозиться.
Руководство организации должно четко представлять, на какой стадии жизненного цикла находится организация, какие в связи с этим возникают проблемы и как их решать.
Различают четыре основных стадии жизненного цикла организации – создание, рост, зрелость и упадок. В свою очередь каждая из этих основных стадий может делиться на ряд этапов.
На первой стадии жизненного цикла и ее аналитическом этапе возникает бизнес-идея, выбирается продукт, который предполагается производить, изучается емкость рынка, изучается работа аналогичных организаций – конкурентов, определяются требуемые ресурсы и анализируется внешняя среда. Затем на организационном этапе происходит регистрация предприятия и осуществляется решение иных формальных процедур необходимых для начала деятельности организации. На этапе начала производства организовываются производственный и управленческий процессы, осуществляется подбор кадров, разрабатываются принципы мотивации персонала.
Первая стадия (стадия создания) — это наиболее уязвимый отрезок жизненного цикла организации. Для многих и многих организаций первая стадия становится последней и чаще всего из-за некомпетентности и неопытности руководства организации. Первая стадия характеризуется тем, что основное внимание руководство уделяет созданию нового продукта и завоеванию своей ниши на рынке, организация не формализована и не бюрократизирована. Члены организации работают много. Переработки компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами на будущие доходы. Контроль основан на личном участии руководителей во всех процессах, протекающих в организациях. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны.
Некоторые организации (кафе, парикмахерские, обувные и пошивочные мастерские и т.д.) могут остановиться в своем росте на этой стадии и существовать в таком режиме многие десятилетия.
На второй стадии (стадии роста) – формируются стратегические цели, происходит вертикальное и горизонтальное разделение труда и разрабатывается организационная структура, разрабатываются процедуры и стандарты. Руководство наряду со стремлением максимизировать прибыль старается решать социальные проблемы коллектива, что позволяет закреплять и развивать заинтересованность работников, ищет баланс между текущей и инновационной перспективной деятельностью, больше внимания уделяет качеству продукции и обучению персонала.
Третья стадия (стадия зрелости) характеризуется слаженностью и отточенностью, как производственных процессов, так и всех организационных процедур, высоким уровнем взаимоотношений с потребителями и поставщиками, развитой организационной культурой и высокой степенью удовлетворенности персонала. Финансово-экономические показатели стабильны, доля рынка внушает оптимизм. На этой стадии руководство тщательно отслеживает поведение конкурентов, анализирует необходимость диверсификации и технического перевооружения предприятия, своевременно осуществляет реструктуризацию предприятия, работает над укреплением интеллектуального потенциала организации. Основной задачей руководства организации является предотвращение каких-либо предпосылок для перехода организации в четвертую стадию – стадию упадка.
Наиболее характерными признаками упадка и развала организации являются:
• снижение спроса на продукт,
• снижение прибыльности,
• потеря доли рынка,
• снижение уровня удовлетворенности клиентов,
• снижение уровня удовлетворенности персонала.
На стадии упадка осуществляется более жесткая централизация управления организацией. В этих условиях руководство компании:
• ведет политику экономии всех видов ресурсов,
• перестраивает бизнес-процессы,
• сосредотачивает деятельность организации в тех направлениях, которые гарантируют наибольшую отдачу в кратчайшие сроки,
• изучает возможности слияния с другими компаниями или продажу бизнеса.
Жизненный цикл организации теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции. Полный жизненный цикл продукции включает в себя время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями. Чем продолжительнее жизненный цикл продукции, тем продолжительнее жизненный цикл организации.
Продолжительность жизненного цикла организации очень сильно зависит от размеров организации, то есть от объемов производства и продаж, величины активов, численности работников и др. Чем больше размер организации, тем продолжительнее ее жизненный цикл.
На продолжительность жизненного цикла организации также большое влияние оказывает то, кто является ее собственником — частные лица или государство. Скорее всего, если организацией владеет государство, жизненный цикл ее будет более продолжительным.