Групповая теория организации

   В 60-х годах ХХ столетия американцем Ренсисом Лайкертом в процессе его работы в Мичиганском университете была предложена групповая теория организации, так называемая «система – 4».
К этой теории он пришел исследуя потенциал группы, как основной единицы организации. Лайкерт отмечал что еще Хоуторнские эксперименты, проводимые Элтоном Мэйо в 1920-х годах показали возможность действий групп, как в интересах менеджмента, так и в противостоянии ему, что выражалось в увеличении или ограничении объемов производства.
«Система – 4» учитывая опыт наиболее успешных компаний предполагает, что организация строится на человеческих мотивациях членов групп, которые должны проявляться через:
• процесс постановки целей,
• принятие решений,
• самоконтроль,
• децентрализацию.
Эффективные менеджеры побуждают членов группы к участию во всех аспектах работы, включая разработку бюджетов, контроль над издержками и усовершенствование организации труда. В эффективных организациях процесс руководства предполагает доверие и ответственность руководителей и подчиненных по всем вопросам. Работники свободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, считающимися с их идеями и мнениями. Мотивационный процесс охватывает широкий круг мотивов. Работники лояльны к своей организации. Точная и оперативная производственная информация свободно перемещается по всей организации – вверх, вниз и горизонтально. Процесс принятия решения децентрализован и происходит на всех уровнях управления.
Р.Лайкерт считал, что эффективность групп в организации обусловлена так называемым принципом поддерживающих отношений. Индивиды высоко оценивают положительную реакцию на свои действия людей, мнение которых они воспринимают как значимое, что помогает определять и поддерживать самооценку. Осуществляемые взаимодействия и складывающиеся между сотрудниками организации отношения поддерживают чувство самоценности индивидов.
Поскольку большую часть рабочего времени сотрудники организаций проводят в группах, то именно группы в организации становятся источником поддерживающих отношений и, соответственно, ключом к успешности компании. Таким организациям удается сформировать высокоэффективную социальную систему взаимодействий и взаимного влияния.
Согласно Лайкерту, «система – 4» — это направление, которому должны обязательно следовать организации, желающие стать прибыльными. Руководители таких организаций должны лучше использовать человеческие ресурсы и полный спектр человеческих мотиваций. В структурном плане организация рассматривается как ряд групп, которые соединяют руководители. Некоторые руководители являются членами двух групп, расположенных горизонтально или вертикально в иерархии организации. Перекрестная групповая структура в сочетании с групповым децентрализованным принятием решения, с групповой постановкой целей, с групповым самоконтролем представляет собой оптимальную интеграцию интересов членов организации, в том числе ее исполнительных органов, а также акционеров и клиентов.