Коллективный договор в Южной Корее

Первые нормативно-правовые акты, регламентирующие коллективно-договорные отношения в Республике Корея, были приняты вскоре после образования страны, в 1953 году.  

В настоящее время основными нормативными   документами, регулирующими договорные отношения между корейскими работниками и работодателем, являются Конституция Республики Корея 1987 года, Закон о регулировании профсоюзов и трудовых отношений  (Закон№ 17864 от 5 января 2021) и Закон о Комиссии по трудовым отношениям (Закон № 13904 от 27 января 2016).

Особенности коллективного трудового права Республики Корея исходя из  норм этих законодательных документов:

  • общие положения

— корейские работники имеют право на независимую организацию для защиты своих интересов, на ведение коллективных переговоров и на коллективные действия по улучшению условий своего труда, при этом существует ряд ограничений в этой части конституционных прав для государственных служащих и работников оборонных компаний,

— коллективный договор (КД) в Республике Корея — это юридически обязательное письменное соглашение по вопросам условий труда, заключенное путем коллективных переговоров между работодателем и работниками в соответствии с требованиями действующего в стране трудового законодательства,

— коллективный договор имеет преимущественную силу перед трудовыми договорами для работников, на которых распространяется коллективный договор, поэтому любая часть трудового договора, нарушающая условия труда, изложенные в коллективном договоре, недействительна,

— в Южной Корее заключаются:

  • отраслевые коллективные договоры,
  • территориальные коллективные договоры,
  • корпоративные коллективные договоры,

— уровень применения коллективных договоров в Южной Корее невысокий; коллективно-договорными отношениями в стране охвачено не более 15% корейских организаций,

— коллективные договоры заключают, как правило, компании, представляющие крупный бизнес; в малых и средних предприятиях, которых в стране очень много, уровень присутствия профсоюзов и уровень членства работников в профсоюзах крайне низкий и, это, естественно, отрицательно влияет на общий уровень коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в стране.

  • представители работников и работодателя

— сторону работников на коллективных переговорах представляют территориальные и корпоративные структуры двух крупнейших национальных профсоюзов — Корейской конфедерации профсоюзов и Федерации корейских профсоюзов,

— сторону работодателей на коллективных переговорах представляет сам работодатель (в случае заключения договора на уровне отдельной компании) или организация работодателей, в том числе национальных работодателей,

— для урегулирования разногласий, возникающих в процессе коллективных переговоров и при толковании заключенных КД, в рамках Министерства  занятости и труда создается специальный орган – Комиссия по трудовым отношениям (КТО),

— различают Центральную и региональные КТО; Комиссии состоят из равного количества представителей работодателей, работников и государства; составы КТО обновляются каждые три года.

  • коллективные переговоры

— профсоюзы и работодатели, согласно законодательству, должны добросовестно вести переговоры и заключать коллективные договоры, не злоупотребляя при этом своими полномочиями,

— профсоюзы и работодатели не должны отказываться от переговоров и заключения коллективных договоров без уважительных причин,

— коллективные переговоры могут вестись:

  • между профсоюзом и работодателем в отдельном предприятии,
  • между национальным профсоюзом и национальной организацией работодателей (единые переговоры),
  • между профсоюзом более высокого уровня и отдельными работодателями (диагональные переговоры),
  • между несколькими профсоюзами конкретных предприятий и организациями работодателей (совместные переговоры),

— на переговоры могут выноситься как обязательные, так  и необязательные вопросы; обязательные вопросы касаются условий труда работников, игнорирование их работодателем может повлечь за собой забастовку; к необязательным вопросам относится регламентация профсоюзной деятельности и процедуры ведения переговоров.

  • содержание коллективного договора

— коллективные договоры заключаются в письменной форме и должны содержать: место и дату заключения, наименование сторон договора и предмет договора,

— коллективный договор состоит из двух частей – нормативной части и процессуальной части,

— в нормативной (основной) части КД отражаются вопросы, касающиеся:

  • вознаграждения работников (система оплаты труда, система установления доплат и надбавок, премиальная система, методы корректировки заработной платы, оплата за время болезни работника и нахождения в отпуске и др.),
  • режима рабочего времени и времени отдыха,
  • охраны труда и здоровья (организационные и технические меры безопасности, медицинские осмотры, методы расчета компенсации при несчастном случае и т.д.),
  • социальных льгот и пенсий,
  • служебной дисциплины, поощрений и наказаний,  кадровых перемещений и продвижений, увольнения,

— в процессуальной части КД отражаются вопросы, касающиеся:

  • процедуры коллективных переговоров,
  • процедуры разрешения трудовых споров,
  • процедуры установления трудового мира,
  • членства в профсоюзе и порядка деятельности профсоюза.
  • заключение и действие коллективного  договора

— коллективный договор должен быть подписан или скреплен печатью обеих сторон с указанием конкретных личных данных о работодателе и представителе профсоюза, подписывающих договор,

— стороны коллективного договора в течение 15 дней с даты заключения КД должны сообщить об этом событии в административный орган (территориальное бюро труда Министерства занятости и труда),

— если в коллективном договоре имеются какие-то нормы не соответствующие трудовому законодательству, административный орган (по заключению Комиссии по трудовым отношениям) может потребовать внесения соответствующих исправлений в текст договора,

— коллективный договор в Республике Корея заключается на срок не более трех лет,

— если новый коллективный договор не был заключен, то, при условии наличия отдельного соглашения, действие предыдущего КД может быть продолжено до заключения нового коллективного договора,

— если между сторонами договора возникли разногласия относительно толкования или метода реализации коллективного договора, они могут подать запрос в Комиссию по трудовым отношениям с просьбой высказать свое мнение по предмету разногласий,

— Комиссия по трудовым отношениям в течение 30 дней с даты получения запроса на разрешение разногласий обязана представить свое аргументированное заключение, которое будет иметь ту же силу, что и арбитражное решение.