Модель менеджмента в США
Менеджмент, согласно краткому и точному высказыванию Мэри Паркер Фоллет, замечательной американской ученой, стоявшей у истоков науки об управлении, – это «искусство обеспечения выполнения работы другими людьми».
Американский менеджмент, как и менеджмент в других странах, опирается на национальную деловую культуру, менталитет и вероисповедание граждан, мировые и отечественные достижения науки и практики в сфере менеджмента.
Термин модель (лат. modulus – мера, аналог, образец) обозначает упрощенное, но четкое и ясное описание системы идей, подходов, принципов лежащих в основе какого-либо явления.
Самой первой моделью менеджмента является модель, которая была предложена еще в 1916 году классиком менеджмента французом Анри Файолем. Эта модель, с поправкой на сегодняшний день, дает удачное и полное представление о той или иной системе основных идей и испытанных на практике подходов, позволяющих менеджменту компании проявлять «искусство управления» и успешно привлекать «других людей» к достижению поставленных целей.
Классическая модель менеджмента (модель Файоля) состоит из четырех элементов — планирования, организации, руководства и контроля. Содержание этих элементов и их взаимодействие отражают особенности менеджмента в той или иной стране.
Планирование в американских компаниях предполагает решение двух задач – выработку целей организации и определение ресурсов для их достижения.
В иерархию корпоративных целей обязательно входит миссия (описание смысла деятельности организации в ярком, запоминающемся формате), стратегические цели (положение, в котором компания хочет оказаться в период от двух до пяти лет) и оперативные цели (задачи подразделений компании на один год с разбивкой по кварталам и месяцам в финансовых и натуральных показателях).
Цели и соответствующие им ресурсы фиксируются в организационных планах и бюджетах – стратегическом и оперативном.
Стратегическое планирование основывается на экономическом анализе рыночной ситуации. Оперативное планирование вытекает из показателей стратегического плана.
Помимо традиционных планов в компаниях США при необходимости разрабатываются и ситуационные планы, учитывающие вероятные финансовые и политико-правовые риски.
Американские компании применяют одну из двух возможных процедур планирования – централизованную процедуру (сверху – вниз, т.е. планирование осуществляется на верхнем уровне компании) и децентрализованную (сверху-вниз-сверху, в этом случае планирование происходит с активным участием специалистов и линейных руководителей компании).
Организация, исходя из установленных на этапе планирования целей, предполагает распределение заданий, ресурсов, ответственности и полномочий между подразделениями и работниками компании. Регламентации этого элемента модели менеджмента в США уделяется большое внимание, и особое значение играет формирование организационных структур.
Организационные структуры американских компаний, чаще всего, имеют следующие типы:
— дивизиональная структура, где люди группируются по выпускаемому продукту, по клиентским группам или по географическому региону (например, Microsoft),
— матричная структура, особенностью которой является подчиненность работников двум руководителям одновременно (например, General Motors),
— модульно-сетевая структура, которая предполагает наличие у головной компании сторонних специализированных (аутсорсинговых) организаций (например, Ford).
Сформированная организационная структура дополняется подробным описанием задач, функций и процессов, которые должны выполняться подразделениями компании и отдельными сотрудниками.
Руководство – этот элемент модели менеджмента призван обеспечить в компании такую обстановку, когда качественно подобранные, обученные и мотивированные сотрудники, разделяющие в полной мере миссию и цели компании, активно стремятся к выполнению установленных им задач и функций.
Основные критерии подбора персонала в американских фирмах – наличие специализированных знаний и профессиональных навыков, а также умение работать в коллективе. Соответствие кандидата критериям подбора выявляется при помощи тестирования.
Большое значение при приеме на работу имеют сведения о выполненных проектах или иных результатах предыдущей деятельности кандидата, а также средний бал по диплому об образовании. Американских работодателей значительно чаще интересуют квалифицированные специалисты не широкого, а узкого профиля. Наиболее популярными источниками найма сотрудников, помимо внутренних источников, являются: рекомендации близких и знакомых, услуги кадровых агентств, информация из Интернета.
Обучение персонала в США строится исходя из следующих подходов:
- непрерывность и постоянство обучения сотрудников на протяжении всего периода их трудовой деятельности в той или иной компании,
- акцентирование на практичности и конкретности получаемых во время обучения знаний,
- активное использование систем внутрифирменного обучения – учебных центров компаний и корпоративных университетов.
Мотивация персонала американских компаний призвана создавать условия, побуждающие работников компаний к эффективному труду.
В настоящее время в США активно используются такие мотивационные инструменты, как:
- оплата в зависимости от индивидуальных либо командных результатов труда,
- оплата, в зависимости от уровня знаний и навыков работника,
- участие в прибыли или собственности компании,
- гибкие рабочие графики,
- добровольное медицинское страхование, корпоративное пенсионное обеспечение, страхование жизни.
Организационные коммуникации в США организуются по формальным нисходящим, восходящим и горизонтальным каналам. Кроме формальных каналов используются и неформальные коммуникации – система личных связей, слухи и выход менеджера «в народ», т.е. его непосредственное общение с работниками, находящихся не в его прямом подчинении.
Принятие управленческих решений в американских компаниях включает в себя такие основные этапы, как диагностика и анализ той или иной задачи, разработка нескольких альтернативных вариантов решения этой задачи и выбор наилучшего варианта для принятия решения. Управленческие решения в США, как правило, принимаются в рамках, так называемой, административной модели, учитывающей быстро меняющуюся бизнес-среду, наличие временных и информационных ограничений при принятии решений, а также интуицию руководителя, основанную на его предыдущем опыте и практике.
Идеальный американский руководитель — это сильная личность, замыкающая на себе весь процесс управления и обладающая способностью заставить своих подчиненных достигать поставленных перед ними целей.
Контроль – замыкающий элемент американской модели менеджмента, предназначен для надежного обеспечения соответствия результатов деятельности компании, ее отдельных подразделений или сотрудников установленным стратегическим и оперативным планам.
В компаниях США применяются следующие виды контроля:
- упреждающий контроль – это превентивный контроль, нацеленный на предотвращение возможных отклонений,
- сопутствующий контроль – обычный контроль, обеспечивающий мониторинг в процессе текущей деятельности, при этом контроль может осуществляться руководителем сотрудника, его «внимательными и принципиальными» коллегами по работе или при помощи каких-либо технологических устройств,
- контроль с обратной связью является контролем после завершения того или иного действия и происходит путем сравнения результатов работы с заранее установленными нормативами или форматами – например, при помощи телефонного опроса клиентов о качестве предоставленных им услуг.