Латиноамериканская деловая культура
Государствами Латинской Америки принято называть страны, географически расположенные в Южной и Центральной Америке, жители которых в настоящее время разговаривают на языках, являющихся потомками латинского языка (испанском, португальском или французском).
Деловая культура латиноамериканских стран, несмотря на ряд серьезных межстрановых различий, характеризуется единым комплексом ценностей и ментальных качеств, определяющих деловую жизнь в Латинской Америке.
Деловая культура включает в себя деловую этику и деловой этикет.
Деловая этика любой страны – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между ее гражданами в сфере деловой активности. Складывается она на протяжении веков и влияние на нее оказывает история нации, ее культурное наследие, религия, климатические особенности и географическое расположение.
Деловая этика латиноамериканцев в целом отличается такими свойствами, как:
- предпочтение личных отношений – для жителей стран Латинской Америки любовь, дружба, отношения с близкими людьми играют чрезвычайно большое значение. Приоритет личного перед властью, государством — одна из специфических особенностей латиноамериканского менталитета.
- общительность и толерантность – латиноамериканцы словоохотливы, легко вступают в контакт с незнакомыми людьми, способны сопереживать и сочувствовать собеседникам, учитывают настроение собеседников, отличаются религиозной, расовой и политической терпимостью.
- эмоциональность и темпераментность – латиноамериканцы очень импульсивны и страстные люди. В процессе общения вполне приемлемо перебивать собеседника вопросами, восклицаниями и знаками одобрения.
- доброжелательность и жизнелюбие – жители стран Латинской Америки, как правило, добросердечны и благожелательны, им свойствен оптимистический взгляд на мир, и даже в весьма сложных обстоятельствах они редко падают духом.
Деловой этикет – это набор гласных и негласных правил внешнего проявления поведения людей при деловых контактах. Латиноамериканский деловой этикет имеет следующие особенности:
- Договоренность о деловой встрече осуществляется за две — три недели до переговоров, и, как правило, не лично, а через третью сторону – общего знакомого, банк или консалтинговую компанию. Латиноамериканцы предпочитают гибкую повестку дня. Чтобы снять их возможные сомнения к предполагаемой сделке, необходимо заранее подготовить соответствующие убедительные аргументы, наглядные статистические и экономические выкладки.
- Одежда делового человека на переговорах должна выглядеть консервативной. Дресс-код для мужчин – классический костюм серого или синего цвета, белая рубашка, галстук; для женщин – строгое платье, брючный или юбочный костюм, минимум украшений.
- Начало встречи может точно не совпасть с назначенным временем. Небольшое опоздание не противоречит нормам латиноамериканского менталитета.
- Знакомство с латиноамериканцем-бизнесменом и деловое приветствие сопровождается рукопожатием и обменом визитными карточками. Произношение перед фамилией слова «сеньор», «сеньора» или «сеньорита» — типичный пример обращения к партнеру в Латинской Америке.
- Беседа происходит в открытой манере — раскованно и дружелюбно. Очень много улыбок, эмоций и жестикуляции. Расстояние между людьми при общении несколько меньше, чем в Европе. Встречи начинаются, как правило, с общих речей, цель которых — узнать партнера как человека и наладить дружеские отношения. Основная часть беседы проходит неторопливо, без суетливости и категоричных утверждений. Латиноамериканцы обладают достаточным искусством переговоров, чтобы последовательно добиваться поставленных целей. Если сделка, все же, не получается и латиноамериканцу приходится Вам отказывать, то он это сделает не прямолинейно, а в максимально смягченном и завуалированном виде.
Классические методики межкультурных исследований Эдварда Холла и Герта Хофстеде предоставляют возможность выполнить всесторонний сравнительный анализ деловой культуры государств Латинской Америки и сопоставить ее с другими мировыми культурами.
Критерии классификации культур Холла
- Критерий «контекст» — латиноамериканская деловая культура является высококонтекстной культурами. Люди стараются уходить от открытого и прямолинейного обмена информацией по существу и выражают свою позицию иносказательно, при помощи уклончивых ответов, а также жестами и мимикой.
- Критерий «время» — деловая культура стран Латинской Америки является полихромной, то есть латиноамериканцы спокойно реагируют на линейное течение времени и требования пунктуальности. Они могут часто менять свои планы и стремятся заниматься несколькими делами одновременно.
Количественные параметры анализа культур Хофстеде
- Параметр «дистанция власти» — по этому параметру деловая культура латиноамериканских стран характеризуется очень высоким индексом (81) – это говорит о том, что дистанция между различными слоями общества в этих странах значительна и о том, что для организации управления компании широко используют жесткие иерархические структуры, а основными стилями руководства являются автократический и партисипативный.
- Параметр «неприятие неопределенности» также имеет высокий индекс (76), и это говорит о том, что в странах Латинской Америки принято предупреждать внезапное возникновение сложных, непрозрачных и неоднозначных ситуаций и обстоятельств путем регламентации всех сторон деловой жизни формальными правилами и процедурами.
- Параметр «индивидуализм» отличается индексом ниже среднего (36) и это указывает на то, что латиноамериканцы, с одной стороны, приветствует личную свободу, а с другой стороны, решения семейных и клановых задач для них имеют громадное значение.
- Параметр «мужественность» характеризуется достаточно высоким индексом (69), то есть, с одной стороны, латиноамериканец жестко нацелен на достижение требуемого положительного результата, а с другой стороны хотел бы решать деловые проблемы, используя договоренности и компромиссы.
- Параметр «долгосрочная ориентация» имеет низкий индекс (24) — это говорит о том, что латиноамериканцы не готовы трудиться во имя далекого будущего и предпочитают увидеть результаты своей работы уже в ближайшее время.
- Параметр «допущение желаний» — по этому параметру деловая культура стран Латинской Америки характеризуется высоким индексом (77), а это свидетельствует о готовности общества удовлетворять все желания граждан в их стремлении к получению удовольствий, веселья и всестороннему наслаждению жизнью.