Шведская деловая культура
Деловая культура Швеции, являясь важной составляющей национальной культуры страны, представляет собой совокупность ценностей и ментальных качеств, характерных и значимых как для отдельного бизнеса, так и для экономической деятельности государства в целом.
Деловая культура включает в себя деловую этику и деловой этикет.
Деловая этика – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между людьми в сфере деловой активности. Складывается она на протяжении веков и влияние на нее оказывает история нации, религия, климатические особенности и географическое расположение страны. Деловая этика шведов отличается такими качествами, как:
- Патриотичность и любовь к своей родине – у шведов чрезвычайно развито чувство национального самосознания, они гордятся своей богатой историей и тем, что сумели добиться одного из самых высоких в мире уровней жизни. Шведы полагают, что в их стране живут очень счастливые люди.
- Скромность и равенство – с детских лет шведов учат скромному поведению, они не должны себя считать особенными, не должны вести себя заносчиво и высокомерно. Принцип «ты не можешь быть лучше, чем твой сосед» является краеугольным камнем шведского менталитета.
- Вежливость и покладистость – шведы стремятся соблюдать все приличия в общении с собеседником и избегают нарушения личного пространства другого человека. При возникновении спорной ситуации предпочитают уступить и уклониться от возможного личного или делового конфликта.
- Прагматичность и расчетливость — жители Швеции любят все планировать наперед, чтобы не оказаться в неудобной ситуации. Они уделяют большое внимание мелочам и деталям, так как это может повлиять на исход сделки. Шведы большие профессионалы своего дела, поэтому склонны высоко ценить профессионализм и своих партнеров.
- Сдержанность и рассудительность — шведские предприниматели никогда не принимают необдуманных решений и тщательно взвешивают все стороны предстоящих сделок.
- Пунктуальность и порядочность — шведы очень дисциплинированы и законопослушны. Для них характерно четкое соблюдение установленных в обществе норм, правил и субординации.
Деловой этикет – это набор гласных и негласных правил внешнего проявления поведения людей при деловых контактах. Шведский деловой этикет имеет следующие особенности:
- Знакомство и деловое представление в Швеции сопровождается рукопожатием, как с мужчинами, так и с женщинами. Затем называются имена потенциальных деловых партнеров, и происходит обмен визитными карточками.
- Одежда делового человека на переговорах выглядит свободно и демократично, но без излишней вычурности и кричащих аксессуаров. Дресс-код для мужчин – традиционный костюм в синих или серых тонах, для женщин – брючный костюм или платье спокойных оттенков.
- Сама процедура деловой беседы тщательно готовится, включая предварительное написание программы переговоров, разработку презентации, детальное формирование всех пунктов проекта договора и др. Учитывая пунктуальность шведов, опоздание на встречу недопустимо.
- Переговоры проходят в спокойной, дружелюбной, вежливой форме, с элементами сдержанного юмора и иронии. Шведы предпочитают больше слушать, а не говорить. По ходу деловой беседы каждый ее участник сможет высказать свое собственное мнение, но только тогда, когда ему будет предоставлено слово. Перебивать человека в этой стране крайне неприлично. Начинается деловая встреча с обсуждения общих тем – впечатления гостей, погода, и только затем происходит переход к чисто деловой части беседы.
Классические методики межкультурных исследований Эдварда Холла и Герта Хофстеде предоставляют возможность выполнить всесторонний сравнительный анализ деловой культуры Швеции и сопоставить ее с другими мировыми культурами.
Критерии классификации культур Холла
- Критерий «контекст» — шведская деловая культура занимает среднее положение между низкоконтекстной и высококонтекстной культурами. С одной стороны, люди стараются выразить свою позицию открыто, а с другой стороны, шведская тактичность и вежливость способствует тому что, негативная и неприятная информация деловому собеседнику предоставляется шведом иносказательно, при помощи намеков и уклончивых ответов.
- Критерий «время» — деловая культура Швеции является монохромной, то есть шведы стремятся завершить начатое дело и, лишь затем переходить к решению новой задачи.
Количественные параметры анализа культур Хофстеде
- Параметр «дистанция власти» — по этому параметру деловая культура Швеции характеризуется индексом ниже среднего (31) – это говорит о преимущественно демократическом стиле руководства, неформальных производственных отношениях и не очень высокой степени централизации власти. В то же время такой уровень индекса позволяет говорить о том, что в целом подчиненные настроены на выполнение распоряжений своего руководителя в полном объеме.
- Параметр «неприятие неопределенности» также имеет невысокий индекс (29), и об этом свидетельствует наличие в бизнесе относительно небольшого количества различных регламентирующих правил и процедур, устанавливаемых лишь в случае крайней необходимости. Шведам присущ низкий уровень стресса в неизвестной ситуации. Они эмоционально спокойнее и более легко реагируют на элементы неоднозначности и неопределенности, возникающие в их жизни, чем представители других культур.
- Параметр «индивидуализм» отличается высоким индексом (71) и это указывает на то, что для шведа очень важны чувства собственного достоинства и самоуважения, он хочет сам принимать решения, желает рассчитывать на свои силы, а не полагаться на коллектив. Личные интересы в Швеции важнее групповых.
- Параметр «мужественность» характеризуется очень низким индексом (5), то есть член общества или организации всегда будет стремиться к решению деловых проблем не путем противостояния, а через уступки, договоренности и компромиссы.
- Параметр «долгосрочная ориентация» имеет низкий индекс (33) — это говорит о том, что шведы не готовы трудиться во имя далекого будущего и предпочитают увидеть результаты своего труда уже в ближайшее время.
- Параметр «допущение желаний» — по этому параметру деловая культура Швеции характеризуется очень высоким индексом (78), а это свидетельствует о готовности общества в полной мере удовлетворять все желания граждан в веселье и наслаждении жизнью.