Испанская деловая культура

 

Деловая культура Испании, являясь важной составляющей национальной культуры страны, представляет собой совокупность ценностей и ментальных качеств, характерных и значимых как для отдельного бизнеса, так и для экономической деятельности государства в целом.

Деловая культура включает в себя  деловую этику и деловой этикет.

Деловая этика – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между людьми в сфере деловой активности. Деловая этика испанцев  отличается такими качествами, как:

  • Энергичность и эмоциональность – пламенный испанский темперамент является своеобразной визитной карточкой национальной деловой культуры. В Испании принято выражать свои мысли и эмоции на повышенных тонах, импульсивно и жестикулируя, энергия так и хлещет у испанцев через край.
  • Общительность и искренность – испанцы очень коммуникабельные люди. Разговоры могут завязываться где угодно, и по какому либо поводу, при этом длительность беседы не ограничивается. Характерными особенностями общения у испанцев является доброжелательность, прямодушие и непритворность. Дежурные улыбки у них не в почете.
  • Свободолюбие и раскованность – жители Испании характеризуется неприятием жестких рамок поведения и стремлением к внутренней свободе, игнорированием чужим мнением относительно оценки их выбора.
  • Спокойное отношение к успешности и богатству –  испанцы никогда никуда особо не торопятся, а прагматизм не является их сильной стороной. Им не очень интересны грандиозные, далеко идущие планы, им больше нравится заниматься текущими реальными задачами, дающими отдачу в краткосрочной перспективе. Испанцы будут активно посвящать себя работе не из-за денежного вознаграждения, а, прежде всего, потому что она  им интересна или потому что она имеет комфортные условия.

Деловой этикет – это набор  гласных и  негласных правил внешнего проявления поведения людей при  деловых контактах.  Испанский деловой этикет имеет следующие особенности:

  • Знакомство и приветствие в Испании сопровождается обменом визитными карточками и рукопожатием, как с мужчинами, так и с женщинами. Между мужчиной и женщиной допускается рукопожатие с поцелуем. Удовольствие и радость испанца от знакомства с новым деловым партнером может выражаться в похлопывании его по плечу.
  • Начало встречи не всегда происходит точно в установленное время. Испанцы не очень пунктуальны и спокойно относятся к небольшим опозданиям.
  • Обращение к собеседнику происходит по фамилии с использованием слов «сеньор» и «сеньора».
  • Деловая беседа происходит в исключительно вежливой, душевной, неспешной и непринужденной форме. Начинаются переговоры, обычно с нейтральных тем, в ходе которых происходит подспудная оценка испанцем потенциального партнера, и только затем вероятен переход к деловой части. Для испанского предпринимателя не так принципиальна суть сделки, как личность человека, с которым возможно придется сотрудничать много лет.
  • Одежда делового человека – мужчины в Испании должна выглядеть в классическом стиле. Как правило, это костюм серого или синего цветов, светлая рубашка с длинными рукавами и галстук соответствующих оттенков. Деловая женщина на переговорах не может позволить себе яркий маникюр и кричащую одежду.

Классические методики межкультурных исследований Эдварда Холла и Герта Хофстеде предоставляют возможность выполнить всесторонний сравнительный анализ деловой культуры Испании и сопоставить ее с другими мировыми культурами.

Критерии классификации культур Холла

  • Критерий «контекст» – испанская деловая культура является высококонтекстной культурой. Это вытекает из таких признаков, как многословность речи жителей страны, их богатая мимика и жесты, возможность различного толкования сказанного испанцами.
  • Критерий «время» – по этому критерию деловая культура Испании относится к полихромным культурам, то есть испанцы не делают культа из   пунктуальности и могут спокойно заниматься несколькими делами одновременно.

Количественные параметры анализа культур Хофстеде

  • Параметр «дистанция власти» – по этому параметру деловая культура Испании характеризуется достаточно высоким индексом (57) – что говорит о автократическом, патерналистском стиле руководства компаниями и иерархически выстроенных структурах управления.
  • Параметр «неприятие неопределенности» имеет очень высокий индекс (86), т.е. испанцы в значительной мере стремятся к определенности и стабильности, и это подтверждается наличием в испанском бизнесе обилия различных формальных процедур и ритуалов.
  • Параметр «индивидуализм» характеризуется средним индексом (51) и это указывает на то, что в испанском обществе наблюдается баланс между стремлением к коллективизму в семейных и производственных отношениях и глубокому проявлению индивидуальных качеств испанцев, что выражается в их ярком свободолюбии.
  • Параметр «мужественность» характеризуется индексом ниже среднего (42), т.е. Испания – это преимущественно женственная культура. В деловой практике это видно по настрою испанцев на достижение компромиссов путем взаимных уступок и сохранение длительных и прочных отношений с партнерами по бизнесу.
  • Параметр «долгосрочная ориентация» имеет низкий индекс (19) – это говорит о том, что испанцы не собираются трудиться во имя светлого будущего и предпочитают увидеть результаты своей работы уже в ближайшее время.
  • Параметр «допущение желаний» – по этому параметру деловая культура Испании характеризуется средним индексом (45), а это свидетельствует о сбалансированном и разумном подходе общества к утолению желаний граждан в веселье и наслаждении жизнью.