Влияние конфуцианства на формирование деловых культур
Конфуциа́нство — морально-этическое учение, разработанное более двух с половиной тысяч лет назад великим древнекитайским мыслителем и философом Конфуцием (551—479 гг. до н. э.) и его учениками.
На протяжении многих веков конфуцианство служило надежным духовно-культурным и жестким идеологическим стержнем китайской цивилизации. Все стороны жизни Китая были подчинены строгим правилам, обязательным для всех без исключения. Например, без глубокого погружения в это учение ни один человек не мог претендовать на какую-либо управленческую должность в стране.
Конфуцианство иногда воспринимается как религия, хотя оно и не ставит перед собой задачу спасения души или обеспечения вечной жизни в потустороннем мире. Речь идет о правилах праведного поведения, соблюдение которых сделает общество гармоничным и процветающим, а человека счастливым не после его смерти, а еще при жизни.
Количество последователей конфуцианства по разным оценкам составляет в настоящее время более миллиарда человек, и проживают они в основном в странах Юго-Восточной Азии – в Китае, Южной Кореи, Японии, Сингапуре, Вьетнаме.
Конфуцианские нормы и ценности изложены в двух сводах канонических текстов — Пятикнижии и Четверокнижии.
Основными канонами, с точки зрения влияния конфуцианства на формирование деловых культур являются книги Лунь-юй (Рассуждения и беседы) и Да-сюэ (Великое учение).
Суть конфуцианства в сжатой форме раскрывает канон Да-сюэ. Смысл конфуцианского учения заключается в том, что для достижения счастья человек должен неукоснительно стремиться к нравственному и духовному совершенствованию своей личности, а также к совершенствованию государственного устройства.
Эти задачи конфуцианец сможет решить в рамках прохождения пути, состоящего из восьми этапов (ба тяо-му):
- познание сути вещей, с которыми человек соприкасается,
- доведение знания до реализации,
- обретение искренности помыслов,
- очищение сердца,
- упорядочение желаний,
- урегулирование семейных отношений,
- наведение порядка в обществе,
- установление порядка во всем мире.
Канон Лунь-юй дает характеристику совершенного человека (Благородного мужа), обладающего следующими морально-нравственными качествами или добродетелями:
- Жэнь — любовь к людям, милосердие и гуманность – главная ценность человека.
- Сяо — уважение к родителям и старшему поколению в целом – так как страна, по мнению Конфуция, является большой семьей, то массовое обладание гражданами ценностью сяо позволяет правителю осуществлять эффективное управление государством.
- И – ответственность к выполнению своего долга перед семьей и обществом.
- Чжи – мудрость и рассудительность.
- Синь – правдивость и искренность.
- Ли — соблюдение ритуала и этикета, обряда, проявление уважения к традициям, почитание предков и следование идеям учителя.
Конфуций считал, что правление в государстве должно быть основано не на насилии и тирании, а на добродетели, помощи и почитании. Главным методом, которым должен был руководствоваться каждый достойный правитель, является сила примера и сила убеждения. Правитель должен стать Благородным мужем, тогда народ будет его уважать и любить, а общество будет процветать.