Влияние конфуцианства на формирование деловых культур

Конфуциа́нство — морально-этическое учение, разработанное более двух с половиной тысяч лет назад великим древнекитайским мыслителем и философом  Конфуцием (551—479 гг. до н. э.) и его учениками.

На протяжении многих веков конфуцианство служило надежным духовно-культурным и жестким идеологическим стержнем китайской цивилизации. Все стороны жизни Китая были подчинены строгим правилам, обязательным для всех без исключения. Например, без глубокого погружения в это учение ни один человек не мог претендовать на какую-либо управленческую должность в стране.

Конфуцианство  иногда  воспринимается как религия, хотя  оно и не ставит перед собой задачу спасения души или обеспечения вечной жизни в потустороннем мире. Речь идет о правилах праведного поведения, соблюдение которых сделает общество гармоничным и процветающим, а человека счастливым не после его смерти, а еще при жизни.

 Количество последователей конфуцианства  по разным оценкам  составляет в настоящее время более миллиарда человек, и проживают они в основном в странах Юго-Восточной Азии – в Китае, Южной Кореи, Японии, Сингапуре, Вьетнаме.

Конфуцианские нормы и ценности изложены в двух сводах канонических текстов — Пятикнижии и  Четверокнижии.  

Основными канонами, с точки зрения влияния конфуцианства на формирование деловых культур являются книги Лунь-юй (Рассуждения и беседы) и Да-сюэ (Великое учение).

Суть конфуцианства в сжатой форме раскрывает канон Да-сюэ. Смысл конфуцианского учения заключается в том, что для достижения счастья человек  должен неукоснительно стремиться к нравственному и духовному совершенствованию своей личности, а также к совершенствованию государственного устройства.

Эти задачи конфуцианец сможет решить в рамках прохождения пути, состоящего из восьми этапов (ба тяо-му):

  • познание сути вещей, с которыми человек соприкасается,
  • доведение знания до реализации,
  • обретение искренности помыслов,
  • очищение сердца,
  • упорядочение желаний,
  • урегулирование семейных отношений,
  • наведение порядка в обществе,
  • установление порядка во всем мире.

Канон Лунь-юй дает характеристику совершенного человека (Благородного мужа), обладающего следующими морально-нравственными качествами или добродетелями:

  • Жэнь — любовь к людям, милосердие и гуманность – главная ценность человека.
  • Сяо — уважение к родителям и старшему поколению в целом – так как страна, по мнению Конфуция, является большой семьей, то массовое обладание гражданами ценностью сяо позволяет правителю осуществлять эффективное управление государством.
  • И – ответственность к выполнению своего долга перед семьей и обществом.
  • Чжи – мудрость и рассудительность.
  • Синь – правдивость и искренность.
  • Ли — соблюдение ритуала и этикета, обряда, проявление уважения к традициям, почитание предков и следование идеям учителя. 

 Конфуций считал, что правление в государстве должно быть основано не на насилии и тирании, а на добродетели, помощи и почитании. Главным методом, которым должен был руководствоваться каждый достойный правитель, является сила примера и сила убеждения. Правитель должен стать Благородным мужем, тогда народ будет его уважать и любить, а общество будет процветать.