Историческая школа

Историческая школа рассматривала политическую экономию не как науку об общих законах развития, а как науку о национальном хозяйстве. Она внесла свой достойный вклад в развитие экономической теории.
Временной отрезок зарождения и расцвета исторической школы охватывает период со средины XIX века до начала XX века.
Историческая школа возникла и получила наибольшее развитие в Германии. Это было связано с тем, что:
• Германия, в отличие от Англии и Франции, в этот период была экономически менее развитой страной, разделенной на мелкие государства вплоть до 70-х годов XIX века,
• длительная раздробленность страны отразилось на стремлении немецких мыслителей (экономистов, философов, социологов) повысить значимость государства в экономическом развитии и рассматривать государство как гаранта поддержания экономического и социального порядка в стране.
Общими теоретико-методологическими характеристиками исторической школы являются:
• теория классической школы космополитична и абстрактна, не может быть единой экономической теории для всех стран, поскольку они находятся на различных уровнях экономического развития,
• политическая экономия — это наука не об общих законах развития, а наука о национальном хозяйстве,
• задача политической экономии – изучить народное хозяйство в его конкретной реальности, в историческом развитии,
• смысл исторического подхода не в описании, а в объяснении и раскрытии экономических связей и зависимостей,
• государство играет определяющую роль в национальном экономическом развитии,
• экономическая политика государства должна быть протекционистской,
• национальное экономическое развитие осуществляется поэтапно, каждому этапу должна соответствовать определенная экономическая политика государства,
• в центре экономической науки должен находиться конкретный человек со своим национальным характером, со сложной психикой и моралью, поэтому в экономическую науку нужно включать такие дисциплины как историю, право, этику, психологию, социологию.
Родоначальником исторической школы стал талантливый и энергичный экономист, политик и публицист Фридрих Лист. Продолжили и существенно расширили его взгляды и идеи мыслители, принадлежавшие к «старой» и «молодой» исторических школ. К наиболее ярким представителям «старой» школе можно отнести немецких экономистов Вильгельма Рошера, Бруно Гильдебранда и Карла Книса. «Молодую» историческую школу представляли Густав фон Шмоллер, Луйо Брентано, Карл Бюхер, Эмиль Дюркгейм, Георг Зиммель.