Историческая школа. Фридрих Лист

Фридрих Лист (1789 – 1846) – оригинальный немецкий экономист и публицист, идеолог «старой» исторической школы в Германии.
Жизненный путь. Страстный, энергичный и увлекающийся человек. Родился в вюртембергском городе Рейтлинген на юге Германии в семье ремесленника. Начальное образование получил в городской школе, затем учился праву и занимался преподавательской деятельностью в Тюбингенском университете. В 1819 году основал Торгово-промышленный союз, главной задачей которого стала борьба за экономическое единство Германии. Будучи оппозиционным членом парламента Вюртембергского королевства Лист был обвинен в подстрекательстве против государственной власти и эмигрировал в США, а в 1837 году уехал в Париж. Во Франции он полностью погрузился в изучение политической экономии и формирование сложившихся взглядах в научных работах. Являлся критиком классической школы. После возвращения в Германию жил в Аугсбурге, занимался журналистикой и призывал Германию колонизовать земли Юго-Восточной Европы.
Основные работы. «Национальная система политической экономии» (1841 год).
Экономические взгляды и идеи.
• Экономика отдельных стран развивается по собственным законам в рамках последовательно сменяемых стадий производства (пастушеский быт, земледельческая стадия, земледельческо-ремесленная стадия, земледельческо-мануфактурная стадия) и поэтому для каждой страны и для каждой стадии характерна своя национальная политическая экономия, задача которой заключается в определении наиболее благоприятных условий для реализации производительных сил нации.
• Производительные силы – это вся совокупность общественных условий, без которых не может быть богатства нации. Каждая отдельная нация является производительной настолько, насколько она сумела усвоить это наследие от прежних поколений и увеличить его собственными приобретениями, насколько естественные источники, пространство и географическое положение ее территории, численность населения и ее политическое могущество дают ей возможность развивать все отрасли труда.
• Нация, которая занимается только сельским хозяйством, подобна человеку, имеющему для работы только одну руку. Рост промышленности необходимо форсировать с помощью воспитательного протекционизма – системы государственных мероприятий, защищающих национальную промышленность от иностранной конкуренции до тех пор, пока она не встанет на ноги и не сможет конкурировать с иностранцами на равных.
• Осуществление свободы торговли возможно лишь тогда, когда все основные нации будут находиться примерно на одном уровне развития.
• Нация тем богаче и могущественнее, чем больше она экспортирует промышленных изделий и чем больше она импортирует сырья.
• Любое экономическое решение, например, о создании новой отрасли производства, необходимо рассматривать не только с точки зрения экономической эффективности, но и с точки зрения длительных и косвенных последствий этого решения.