Закон самосохранения
Самосохранение – это способность организации как системы поддерживать в конкретных условиях свое внутреннее структурное равновесие, целостность и качества.
Закон самосохранения состоит в том, что любая система сознательно или стихийно стремится к существованию на бесконечно длительном промежутке времени.
Закон самосохранения реализуется в устойчивости системы по отношению к внешним и внутренним возмущениям. Устойчивость системы относительна – система вполне устойчивая в одних условиях, окажется неустойчивой в других.
Различают количественную и структурную устойчивость. Количественная устойчивость пропорциональна числу и разнообразию компонентов, входящих в систему. Чем больший размер организации, тем количественно она более устойчивая.
Структурная устойчивость определяется количеством связей между элементами системы. Небольшой коллектив, обладающий отлаженным взаимодействием и упорядоченными связями значительно более устойчив, чем огромная, но слабо организованная толпа.
Структурная устойчивость бывает двух типов: статическая и динамическая. Статическая устойчивость характерна для систем статического и неподвижного равновесия (здания и сооружения, замкнутые племена и общины и др.).
Динамическая устойчивость свойственна системам подвижного равновесия – большинству социальных организаций. Устойчивость таких систем достигается путем уравновешивания каждого возникающего изменения другим, ему противоположным, т.е. процессы разрушения и созидания идут параллельно и взаимно уравновешивают друг друга. Два противоположных направления изменений создают эффект устойчивости.
Самосохранение организации выступает как воспроизводство условий и норм жизнедеятельности системы, т.е. поддержание и обновление состава ее элементов, их взаимосвязей, отношений с окружающей средой.
Для определения уровня самосохранения применяются специальные расчеты. Уровень самосохранения организации равен отношению разности потенциалов созидания и разрушения к потенциалу созидания, умноженной на 100 (в процентах). По уровню самосохранения организации делятся на семь типов – от избыточно способной к самосохранению до абсолютно неспособной к самосохранению.
Руководство организации должно знать сложившийся уровень самосохранения организации и принимать меры к повышению устойчивости организации. Наиболее комфортными и благоприятными являются 3, 4 и 5 уровни самосохранения. При 1-ом или 7-ом уровнях самосохранения организацию необходимо ликвидировать.
Увеличение потенциала созидания и снижение потенциала разрушения, как правило, идет по следующим ключевым направлениям:
• технология и производство – внедрение новых и повышение эффективности существующих технологий, создание ноу-хау,
• коммерция – поиск новых рынков сбыта, повышения качества продукции и обслуживания, расширение и обновление продуктовой линейки,
• организационная структура – оптимизация, повышение эффективности, степени адекватности состояния внешней среды,
• информационная система – совершенствование, внедрение новых технологий,
• финансовые ресурсы – рационализация и повышение эффективности управления финансовыми ресурсами, ведение бухгалтерской отчетности,
• персонал – мотивация, уровень квалификации и профессионализма, личностное развитие,
• социальная среда – условия работы персонала,
• организационная культура – неконфликтность, взаимопомощь, сплоченность, удовлетворенность персонала.
Закон самосохранения реализуется в устойчивости системы по отношению к внешним и внутренним возмущениям. Устойчивость системы относительна – система вполне устойчивая в одних условиях, окажется неустойчивой в других.
Различают количественную и структурную устойчивость. Количественная устойчивость пропорциональна числу и разнообразию компонентов, входящих в систему. Чем больший размер организации, тем количественно она более устойчивая.
Структурная устойчивость определяется количеством связей между элементами системы. Небольшой коллектив, обладающий отлаженным взаимодействием и упорядоченными связями значительно более устойчив, чем огромная, но слабо организованная толпа.
Структурная устойчивость бывает двух типов: статическая и динамическая. Статическая устойчивость характерна для систем статического и неподвижного равновесия (здания и сооружения, замкнутые племена и общины и др.).
Динамическая устойчивость свойственна системам подвижного равновесия – большинству социальных организаций. Устойчивость таких систем достигается путем уравновешивания каждого возникающего изменения другим, ему противоположным, т.е. процессы разрушения и созидания идут параллельно и взаимно уравновешивают друг друга. Два противоположных направления изменений создают эффект устойчивости.
Самосохранение организации выступает как воспроизводство условий и норм жизнедеятельности системы, т.е. поддержание и обновление состава ее элементов, их взаимосвязей, отношений с окружающей средой.
Для определения уровня самосохранения применяются специальные расчеты. Уровень самосохранения организации равен отношению разности потенциалов созидания и разрушения к потенциалу созидания, умноженной на 100 (в процентах). По уровню самосохранения организации делятся на семь типов – от избыточно способной к самосохранению до абсолютно неспособной к самосохранению.
Руководство организации должно знать сложившийся уровень самосохранения организации и принимать меры к повышению устойчивости организации. Наиболее комфортными и благоприятными являются 3, 4 и 5 уровни самосохранения. При 1-ом или 7-ом уровнях самосохранения организацию необходимо ликвидировать.
Увеличение потенциала созидания и снижение потенциала разрушения, как правило, идет по следующим ключевым направлениям:
• технология и производство – внедрение новых и повышение эффективности существующих технологий, создание ноу-хау,
• коммерция – поиск новых рынков сбыта, повышения качества продукции и обслуживания, расширение и обновление продуктовой линейки,
• организационная структура – оптимизация, повышение эффективности, степени адекватности состояния внешней среды,
• информационная система – совершенствование, внедрение новых технологий,
• финансовые ресурсы – рационализация и повышение эффективности управления финансовыми ресурсами, ведение бухгалтерской отчетности,
• персонал – мотивация, уровень квалификации и профессионализма, личностное развитие,
• социальная среда – условия работы персонала,
• организационная культура – неконфликтность, взаимопомощь, сплоченность, удовлетворенность персонала.