Содержание организационной культуры

Различными исследователями в области организационной культуры выделялись разные подходы и параметры, характеризующие ту или иную культуру. Одним из наиболее популярных методов идентификации культуры является метод предложенный американцами П.Харрисом и Р.Морганом в 1991 году в работе посвященной изучению культурных различий стран Запада и Восточной Азии.
Эти исследователи предложили оценивать конкретную организационную культуру на основе десяти характеристик.
• осознание себя и своего места в организации – понимание своей значимости, возможности свободы, открытости, творчества, проявления индивидуализма, взаимопомощи,
• коммуникационная система и язык общения – использование устной, письменной, телефонной или Интернет – коммуникации; использование жаргона, сленга, аббревиатуры, иностранных слов, жестикуляции,
• внешний вид, одежда и представление себя на работе – спецодежда, униформа, dress-код, опрятность, косметика, прическа,
• что и как едят сотрудники, привычки и традиции в этой области – способ организация питания работников, наличие дотации на питание, люди приносят еду с собой или посещают кафетерий внутри или вне организации, периодичность и продолжительность питания, едят ли работники разных уровней иерархии вместе или отдельно,
• осознание рабочего времени, отношение к нему и его использование – степень точности и относительности времени у работников, соблюдение временного распорядка и поощрение за это,
• взаимоотношения между сотрудниками – отношения по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, профессии и специальности; способы решения конфликтов,
• ценности и нормы – что для организации и сотрудников хорошо, и что плохо; что люди ценят в своей организационной жизни (должность, заработную плату, саму работу) и как эти ценности достигаются и сохраняются,
• организационная вера – в руководство, в профсоюзы, в свои силы и способности, во взаимопомощь коллег, в справедливость, в этичное поведение,
• процесс развития работника и научение – возможности обучения и его поощрение, возможности карьерного роста и отношение к нему руководства и коллег,
• трудовая этика и мотивирование – отношение к работе и ответственность за ее выполнение, качество работы, оценка работы и вознаграждение, индивидуальная или групповая работа, обогащение работы.
Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения членов организации и определяется не простой суммой характеристик, а тем как они связаны между собой и как они формируют определенные образцы поведения.
Понятие содержания культуры тесно связаны с проявлением культуры и ее интерпретацией. Организационная культура проявляется для внешнего наблюдателя через образцы поведения членов организации, через их речь, эмоции, внешний вид.