Вьетнамская деловая культура

Деловая культура Вьетнама, являясь важной составляющей национальной культуры страны, представляет собой совокупность ценностей и ментальных качеств, характерных и значимых как для отдельного бизнеса, так и для экономической деятельности государства в целом.

Деловая культура включает в себя  деловую этику и деловой этикет.

Деловая этика – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между людьми в сфере деловой активности. Складывается она на протяжении веков и влияние на нее оказывает история нации, религия, климатические особенности и географическое расположение страны.  Деловая этика вьетнамцев отличается такими качествами, как:

– сплоченность и единство – эти свойства вьетнамского менталитета выработаны на протяжении многих столетий беспрерывных войн с иноземными захватчиками. Во Вьетнаме каждый человек, вне зависимости от его статуса и пола всегда готов вступиться за более слабого, несправедливо обижаемого человека и готов помочь пострадавшему от какой-либо беды. Каждый вьетнамец в своей стране чувствует себя защищенным и в безопасности. Вьетнамцы  гордятся своей страной, своим языком, самобытностью своего общества и культуры. Для них очень важен культ защитника родины и культ всенародного единства.

–  стойкость и работоспособность – вьетнамцы готовы к продолжительному, тяжелому, в том числе  ручному труду, при этом не сетуют на проблемы, а дальше двигаются к цели, удивляя всех своей выносливостью и смекалкой.

 – спокойствие и  дружелюбие – во Вьетнаме не принято громко разговаривать и жестикулировать, тон беседы местных жителей скромный и спокойный. Пылкие споры среди вьетнамцев встречаются крайне редко, если вьетнамец с чем-то и не согласен, он ответит лишь дружелюбной улыбкой. Вьетнамцы приветливы, предпочитают тишину и согласие, а вспышки гнева, слишком шумное поведение воспринимают как глупые или даже  варварские манеры.  

        – улыбчивость и вежливость – вьетнамцы очень тактичны и предпочитают никого, даже заслуженно, не обвинять в лени, грубости, непунктуальности и т.п. Они постоянно вежливо улыбаются, хотя не всегда улыбка говорит об их хорошем настроении или радости. За улыбкой может прятаться беспокойство, неловкость, смущение, а то и неприязнь.

       – гостеприимство и радушие – Вьетнам славится такой замечательной национальной чертой, как гостеприимство. Любому человеку, по воле случая, попавшему в гости к вьетнамцу, будет оказан самый радушный прием. При этом, если  даже если эта семья и бедствует, хозяева готовы поделиться с гостем последним, что у них есть.

       – коллективизм и важность родственных уз  – для жителей Вьетнама коллективизм исторически воспринимается, как единственная возможность выжить. Это касается как уровня государства, так и уровня семьи и рода. Родственные иерархические неформальные связи вьетнамцев имеют главенствующее значение, в том числе и для налаживания деловых отношений.

Деловой этикет – это набор  гласных и  негласных правил внешнего проявления поведения людей при  деловых контактах.  Вьетнамский деловой этикет отличается сложностью, вытекающей из норм и традиций, сложившихся на протяжении веков.

  • Договоренность о деловых переговорах во Вьетнаме, как правило, достигается при помощи посредника. В качестве посредника может выступать общий для обеих сторон бизнес-партнер, либо третья нейтральная сторона. Посредник инициирует заранее, за две-три недели, личную встречу, изложив вьетнамской стороне суть делового предложения и кратко характеризовав вас и вашу компанию.
  • Деловая встреча с вашей стороны должна быть подготовлена. Подготовка заключается в формировании повестки переговоров, в том числе на вьетнамском языке, которая накануне встречи направляется потенциальному партнеру. Кроме этого, необходимо четко владеть финансовой, коммерческой и технической информацией, которая может стать интересной для вьетнамцев, подготовить проекты договоров и красочную презентацию с графиками и цифрами на вьетнамском языке. Для благополучного исхода деловой встречи полезно через неформальные личные связи получить максимум информации о будущих вьетнамских партнерах.
  • Переговоры, как правило, начинаются в установленное время. Желательно прибыть на встречу чуть раньше, тем самым вы продемонстрируете уважение к потенциальному партнеру.
  • Одежда делового человека на переговорах во Вьетнаме достаточно консервативна и скромна. Дресс-код для мужчины – классический костюм и галстук, дресс-код для женщины – юбка и блузка.
  • Знакомство и деловое приветствие во Вьетнаме сопровождается наклоном головы или легким рукопожатием. При этом рукопожатие используется в основном мужчинами. Если партнер женщина, следует подождать, когда она первая подаст руку, а если этого не случилось, то следует ограничиться легким поклоном. В момент приветствия недопустимо касаться вьетнамца, обнимая его или похлопывая по плечу. В то же время очень ценится произношение вами самых простых приветственных фраз на вьетнамском языке.
  • Обмен визитками в начале встречи является обязательным. Визитка, помимо имени и фамилии, должна включать в себя информацию о вашей компании и должности, в том числе и на вьетнамском языке. Обмениваться визитными карточками необходимо обеими руками, демонстрируя почтение к партнеру и интерес к его визитке. Взяв карточку, ее нужно бегло прочесть и положить на стол рядом с собой.
  • Обращение в процессе делового общения к вьетнамскому бизнесмену осуществляется со словами «господин» или «госпожа». Если вьетнамец является официальным лицом, то нужно указывать и его должность. Обращаться к вьетнамцу по имени можно лишь после продолжительного с ним знакомства.
  • Беседа с вьетнамским предпринимателем происходит в исключительно вежливой, доброжелательной и неторопливой форме с множеством пауз или молчаний, которые ни в коем случае нельзя прерывать. Вам необходимо выглядеть спокойным и быть щедрым на искренние комплименты. Вначале вьетнамцы задают много различных вопросов, например, о семейной и личной жизни, создавая тем самым атмосферу открытости и доверия. На этом этапе беседы завязываются доверительные личные отношения между потенциальными партнерами, и принимается решение о продолжении переговоров. Если по итогам переговоров вьетнамец говорит «да», то необходимо убедиться в том, что вы его правильно поняли и письменно зафиксировать сделку. Если вьетнамец не готов к продолжению деловых отношений и не согласен на сделку, он по причине прирожденной ментальной деликатности откажет уклончиво, избегая слов «нет» или «никогда».

Классические методики межкультурных исследований Эдварда Холла и Герта Хофстеде предоставляют возможность выполнить всесторонний сравнительный анализ деловой культуры Вьетнама и сопоставить ее с другими мировыми культурами.

Критерии классификации культур Холла

  • Критерий «контекст» – вьетнамская деловая культура является высококонтекстной культурой. Особенностью этой культуры является наличие системы мощных неформальных информационных связей, при помощи которых и происходит основной обмен информацией между людьми. Информация собеседнику предоставляется вьетнамцем не напрямую, а через скрытый контекст – двусмысленно и  иносказательно. Большое значение при передаче информации имеют и невербальные элементы – улыбка или молчание.
  • Критерий «время» – деловая культура Вьетнама является полихромной, то есть вьетнамцы не очень сконцентрированы на одном деле или проекте и могут, при необходимости, переключаться  на другую работу, не завершив предыдущую. Время для вьетнамцев представляется не в виде прямолинейного пути, а объемно, в виде некого узла пересечения многих событий.

Количественные параметры анализа культур Хофстеде

  • Параметр «дистанция власти» – по этому параметру деловая культура Вьетнама характеризуется высоким индексом (70) – это говорит об иерархичности общества и высокой степени централизации власти, при этом неравенство воспринимается вьетнамцами  как естественная часть жизни.
  • Параметр «неприятие неопределенности» имеет невысокий индекс (30) – вьетнамцы спокойно реагируют на элементы неоднозначности и неясности, на потенциальную возможность каких-либо рисков. Они не нуждаются в   тщательной регламентации общественной, деловой и семейной жизни.
  • Параметр «индивидуализм» отличается низким индексом (20) и это указывает на то, что Вьетнам привержен ценностям коллективистской культуры, при которой члены общества в первую очередь стремятся к достижению общих целей, а не личных.
  • Параметр «мужественность» характеризуется индексом ниже среднего (40). Это свидетельствует о том, что во Вьетнаме преобладают ценности характерные для женской культуры – добрые взаимоотношения между людьми, скромность и желание помочь другим, а компромисс является основным способом разрешения конфликта.
  • Параметр «долгосрочная ориентация» имеет индекс выше среднего (57) – это говорит о том, что вьетнамцы готовы трудиться во имя далекого будущего и не будут расстраиваться, если не увидят положительный эффект от своей работы уже в ближайшее время.
  • Параметр «допущение желаний» – по этому параметру деловая культура Вьетнама характеризуется низким индексом (35), а это свидетельствует о сдержанности и неготовности общества в полной мере удовлетворять те желания граждан в веселье и наслаждении жизнью, которые выходят за рамки национальных традиций и обычаев.