Корейская деловая культура

Деловая культура Республики Корея, являясь важной составляющей национальной культуры страны, представляет собой совокупность ценностей и ментальных качеств, характерных и значимых как для отдельного бизнеса, так и для экономической деятельности государства в целом.

Деловая культура включает в себя  деловую этику и деловой этикет.

Деловая этика – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между людьми в сфере деловой активности. Складывается она на протяжении веков и влияние на нее оказывает история нации, религия, климатические особенности и географическое расположение страны.  Деловая этика корейцев отличается такими качествами, как:

       – трудолюбие  и ответственность – корейцы славятся беспримерным трудолюбием, являющимся важной чертой национального характера. Нельзя встретить корейца, который бы жаловался на загруженность. Для корейца работа — это все. А невыполненная задача — позор.  Корейцы буквально днюют и ночуют на работе, ведь только огромным усердием и преданностью своей работе и компании можно удержаться на рабочем месте и сделать карьеру.   

– уважительное отношение к власти и законопослушность – корейцы очень гордятся своей страной, а вмешательство государства в самые разные стороны жизни считают благом. Вся история Кореи говорит о том, что в периоды слабости государства народ переживает неслыханные бедствия  и страдания, отсюда и патриотизм корейцев, и их законопослушность. Представление о том, что на первом месте – родная страна, а человек – лишь на втором месте формируется у корейца с детских лет.

– эмоциональность и  вспыльчивость – корейцы легко возбудимы и вспыльчивы, хотя и пытаются быть сдержаннее.  Эмоции у них так и клокочут, а лица отчетливо отражают наполняющую их радость, гнев или печаль.

– стремление к бесконфликтности и гармонии –  корейцы очень толерантны, у них хорошо получается, несмотря на эмоциональность, находить компромиссы и легко уживаться везде и со всеми. Это  качество корейцев вытекает из иерархичности корейского общества. Конфликты у корейцев никогда серьезно не  разгораются, потому что одна из сторон возникающих разногласий обязательно уступит, не дав вспыхнуть конфликту. И этой стороной, скорее всего, будет более молодой по возрасту человек, либо человек стоящий ниже по должности/статусу, или, человек, имеющий более низкий уровень образования.

Деловой этикет – это набор  гласных и  негласных правил внешнего проявления поведения людей при  деловых контактах.  Корейский деловой этикет отличается сложностью, вытекающей из норм и традиций, сложившихся на протяжении веков.

  • Договоренность о деловых переговорах достигается при помощи посредника, что является широко распространенной в Южной Корее практикой. В качестве посредника могут выступать статусные корейские бизнесмены либо соотечественники, живущие в Республике Корея и имеющие доверительные неформальные отношения с обеими сторонами переговоров. Посредник организовывает личную встречу, накануне изложив корейской стороне суть делового предложения и кратко характеризовав вас и вашу компанию.
  • Деловая встреча должна готовиться с вашей стороны. Подготовка заключается в четком и детальном владении любой финансовой, коммерческой и технической информацией, которая может быть интересной корейской стороне в ходе переговоров. Необходимо, также, иметь с собой нужные документальные источники, а также визуальные материалы, включая тщательно оформленную презентацию на английском и корейском языках с графиками и цифрами. Кроме этого, нужно понимать, что корейцы постараются накануне переговоров собрать о вас и вашей компании всю доступную информацию. Без полной информации о будущем партнере сделка в Южной Корее невозможна.
  • Деловая встреча начинается в установленное время, опоздание нежелательно, поскольку тем самым демонстрируется неуважение к потенциальному партнеру.
  • Одежда делового человека на переговорах в Корее выглядит достаточно консервативно. Для мужчин уместен строгий деловой костюм с белой рубашкой и неярким галстуком, в дресс-коде для женщин приветствуется платье в деловом стиле или костюм с юбкой, а вот брюки необходимо исключить.
  • Знакомство и деловое приветствие в Южной Корее сопровождается легким поклоном или очень мягким рукопожатием, фактически представляющим собой лишь касание рук. Старший по возрасту протягивает руку для рукопожатия первым, но кланяется первым человек младшего возраста. В ходе приветствия недопустимо обнимать партнера, похлопывать его по спине или плечу.
  • Обмен визитками в начале встречи является обязательным. Визитка, помимо имени и фамилии, должна включать в себя информацию о вашей компании, о вашей должности в компании и об иных регалиях. При этом, желательно, чтобы данная информация дублировалась на английском и  корейском языках. Необходимо иметь достаточный запас визиток, чтобы вручить всем корейцам, с которыми происходит знакомство. Обмениваться  визитными карточками необходимо обеими руками, демонстрируя почтение к партнеру и интерес к его визитке.
  • Обращение к корейскому бизнесмену при деловом общении осуществляется по должности или по фамилии. Визитная карточка как раз и служит для правильного произношения фамилии и должности. Необходимо иметь в виду, что фамилии у корейцев состоят из трех элементов –  собственно фамилии, имени рода и собственного имени. К фамилии или должности можно прикрепить суффикс «ним» (уважаемый), что делает обращение более вежливым.
  • Беседа с корейским бизнесменом происходит в вежливой, но напористой форме, избегая прямых взглядов в глаза, поскольку это может расцениваться как психологическое давление. В ходе переговоров необходимо формулировать свою позицию четко, ясно и быть очень внимательным. Переход к чисто деловой части беседы происходит достаточно быстро, поскольку корейцы нацелены на результат и не отвлекаются на второстепенные, несущественные вопросы. Деловым людям Южной Кореи не свойственно прямо высказывать несогласие с мнением партнера и доказывать ошибочность его суждений, При этом, такого же поведения при переговорах  они ждут и от собеседника.

Классические методики межкультурных исследований Эдварда Холла и Герта Хофстеде предоставляют возможность выполнить всесторонний сравнительный анализ деловой культуры Южной Кореи и сопоставить ее с другими мировыми культурами.

Критерии классификации культур Холла

  • Критерий «контекст» – корейская деловая культура имеет ярко выраженные признаки высококонтекстной культуры. Сведения, которыми намерен поделиться кореец, находятся не в его прямой речи, а в контексте, т.е. как-бы между строк. Информирование собеседника осуществляется корейцем двусмысленно, иносказательно, при помощи пауз и мимики.
  • Критерий «время» – деловая культура Южной Кореи является монохромной, то есть корейцы пунктуальны, сконцентрированы на одном виде деятельности в определенный отрезок времени. Время для них представляется линейным и последовательным.

Количественные параметры анализа культур Хофстеде

  • Параметр «дистанция власти» – по этому параметру деловая культура Южной Кореи характеризуется индексом выше среднего (60) – это говорит об иерархичности общества и высокой степени централизации власти, при этом неравенство воспринимается корейцами как естественная часть жизни.
  • Параметр «неприятие неопределенности» имеет высокий индекс (85) – корейцы с опасением реагируют на элементы неоднозначности и неясности, на потенциальную возможность каких-либо рисков. Их вполне устраивает традиционализм и   тщательная  регламентация общественной, деловой и семейной жизни.
  • Параметр «индивидуализм» отличается низким индексом (18) и это указывает на то, что  Южная Корея привержена ценностям коллективистской культуры, при которой члены общества в первую очередь стремятся к достижению общих целей, а не личных.
  • Параметр «мужественность» характеризуется средним индексом (39). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, в Южной Корее присутствуют ценности, характерные для мужской культуры (успех, самореализация, жизнь ради работы), с другой стороны – ценности женской культуры (стремление к компромиссу, гармоничные взаимоотношения между людьми).
  • Параметр «долгосрочная ориентация» имеет очень высокий индекс (100) – это говорит о том, что корейцы готовы трудиться во имя далекого будущего и не будут расстраиваться, если не увидят положительный эффект от своей работы уже в ближайшее время.
  • Параметр «допущение желаний» – по этому параметру деловая культура Южной Кореи характеризуется достаточно низким индексом (29), а это свидетельствует о неготовности общества удовлетворять те желания граждан в веселье и наслаждении жизнью, которые выходят за рамки традиций, обычаев и норм.