Методы решения управленческих задач

  Существует ряд методов, позволяющих разработать управленческие решения.

 Аналитический метод используется для решения структурированных проблемных ситуаций. Он основан на использовании математических и логических зависимостей в виде формул, графиков, таблиц  или различных (финансовых, технических, управленческих) нормативных документов, что позволяет осуществить точный выбор решения.

 Статистический метод  используется на этапе подготовке УР для сбора  информации о прошлом удачном или неудачном опыте реализации УР в случаях разрешения аналогичных проблемных ситуаций.

 Метод моделирования  используется на этапе подготовки УР для формирования образной модели проблемной ситуации. Различают экономико-математические модели (представление экономического явления, процесса или объекта с использованием числовых величин), ассоциативные модели (представление сложных категорий в легких понятных формах), физические модели (представление натуральных объектов в пропорционально уменьшенном виде).

  Экспертный метод широко используется для решения слабоформализуемых проблемных ситуаций. Основой метода является комплексное использование интуитивного и логического мышления для анализа внутренней и внешней среды организации, разработки альтернатив и оценки их качества. Выбор оптимальной альтернативы осуществляется при помощи экспертного оценивания, экспертных суждений и на основе обобщенного мнения экспертов.

  Экспертным методом решаются задачи:

– структурирования проблемного поля организации и определение приоритетности решения проблем,

– дифференциация целей управления до задач и определение приоритетности их решения,

– генерирование альтернатив, фильтрация множества альтернатив и оценка их предпочтительности.

  Процесс экспертизы начинается с определения задач, которые необходимо решить в рамках возникшей проблемной ситуации. Затем формируется аналитическая группа, которая разрабатывает методы опроса, осуществляет отбор экспертов, проводит опрос экспертов, анализирует и интерпретирует результаты опроса.

В качестве экспертов, как правило, выступают высококвалифицированные специалисты и руководители компании; в определенных случаях привлекаются сторонние эксперты.

  Наиболее эффективным методом опроса является анкетирование, т.е. заполнение экспертами опросных листов-анкет. В анкете проставляются ответы на специально подобранные вопросы, которые позволяют получить информацию, необходимую для проведения управленческого анализа. Различают тематические анкеты (для сбора информации по определенной тематике), анкеты альтернатив (для генерирования альтернатив) и оценочные анкеты (для оценки альтернатив).

  Обработка экспертной информации осуществляется путем ранжирования или путем непосредственной оценки. Ранжирование – это расположение объектов ранжирования в порядке убывания их значимости. Непосредственная оценка заключается в отнесении объекта к определенному значению по оценочной шкале.