Формы и органы социального партнерства

    Социальное партнерство осуществляется в организационных и правовых формах. Организационными формами (ст.27 ТК РФ) социального партнерства являются:
• коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключение – это основная и наиболее распространенная форма социального партнерства,
• взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений по обеспечению гарантий трудовых прав работников и совершенствованию трудового законодательства – консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и в рамках процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений. Проведение взаимных консультаций возможно и в процессе учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законом. Консультации могут проводиться как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и при участии специально созданных органов социального партнерства.
• участие работников, их представителей в управлении организацией – это участие осуществляется в формах, предусмотренных учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом организации,
• участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров – разрешение индивидуальных трудовых споров может быть реализовано в рамках комиссии по трудовым спорам организации, которая создается из равного числа представителей работников и работодателя.
В качестве правовых форм социального партнерства выступают коллективные договоры и соглашения.
Органами социального партнерства (гл.5 ТК РФ) являются, в первую очередь, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они создаются для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений образуются по решению сторон на равноправной основе и состоят из наделенных полномочиями представителей каждой стороны. Действуют эти комиссии, как на временной, так и на постоянной основе в зависимости от решения сторон.
На федеральном уровне образуется постоянная действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами РТК являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации. Основными задачами РТК являются: ведение коллективных переговоров и подготовка проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийским объединением работодателей и Правительством РФ, а также проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой федеральных законов и иных нормативно-правовых РФ в области социально-трудовых отношений.
В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. На районном (городском) уровне создаются трехсторонние комиссии для заключения территориальных соглашений и согласования социально-экономических интересов органов местного самоуправления, территориальных объединений профсоюзов и объединений работодателей.
На отраслевом уровне образовываются отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в рамках которых ведется работа по заключению отраслевых соглашений.
На локальном уровне (уровне организации) образуется двусторонняя комиссия по ведению коллективных переговоров, подготовки и заключению коллективного договора.