Понятие, стороны, система и принципы социального партнерства

   Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст.23 ТК РФ).
Сторонами социального партнерства (ст.25 ТК РФ) являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Представители являются участниками отношений социального партнерства, они действуют от имени и в интересах представляемой стороны.
Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы или иные представители, избранные работниками. Интересы работодателя представляет руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица. Представительство работодателей на уровнях выше организации осуществляется объединением работодателей.
Система социального партнерства (ст.26 ТК РФ) включает в себя следующие уровни:
• федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации,
• межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации,
• региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации,
• отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования в сфере труда в отрасли,
• территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании,
• локальный уровень, устанавливающий обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Основными принципами социального партнерства (ст.24 ТК РФ) являются следующие основополагающие идеи и положения, на которых базируется социальное партнерство:
• равноправие сторон,
• уважение и учет интересов сторон,
• заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях,
• содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе,
• соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативно-правовых актов,
• полномочность представителей сторон,
• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу трудовых и связанных с ними отношений,
• добровольность принятия сторонами на себя обязательств,
• контроль за выполнением принятых коллективных договоров и соглашений,
• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.