Понятие и классификация источников трудового права

    В самом общем виде источники трудового права можно рассматривать в материальном или юридическом смысле. Материальный смысл источников права заключается в том, что материальные условия жизни общества, его экономические, политические и социальные потребности порождают право как социальное явление. Источники права в юридическом смысле – это различные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и производные от них отношения.
Источники трудового права в юридическом смысле подразделяются на следующие виды:
• в зависимости от органов принимающих нормативные правовые акты – международные акты (конвенции Международной организации труда), Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, нормативно-правовые акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты,
• в зависимости от содержания и целевой направленности – регулирование общих вопросов трудового права (Конституция РФ, ТК РФ), регулирование отдельных вопросов конкретных институтов, входящих в систему трудового права (напр., Федеральный закон «О занятости населения»), регулирующих трудовые правоотношения специальных субъектов (напр., Федеральный закон « О государственных гарантиях и компенсациях, для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера»),
• в зависимости от сферы действия – федеральные нормативные акты, региональные нормативные акты (акты субъектов РФ), территориальные нормативные акты (акты органов местного самоуправления), локальные нормативные акты организаций.
Совокупность всех действующих источников трудового права представляет собой систему источников права, которая имеет следующие особенности:
• соотношение единства и дифференциации в правовом регулировании трудовых и производных от них отношений – с одной стороны регулирование трудовых отношений осуществляется в рамках единого законодательства, а с другой стороны – специальным законодательством (законодательством, регулирующим труд женщин, труд в различных природно-климатических зонах, труд различной вредности и тяжести и др.),
• участие в формировании системы источников трудового права работников, профессиональных союзов и работодателей через систему социального партнерства путем принятия соглашений и коллективных договоров,
• наличие относительно большого числа международных нормативных актов в сфере труда,
• наличие большого числа нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере труда – Минтруда РФ, Минздравсоцразвития РФ, Федеральной службы по труду и занятости РФ,
• определенное сочетание централизованного, регионального, территориального и локального регулирования – норма более низкого иерархического уровня по своему содержанию не может ухудшать положение работника по сравнению с нормой более высокого уровня.