Уровни и объекты стратегического управления

  Стратегическое управление в компании характеризуется тремя уровнями управления и соответствующими им тремя группами объектов управления.
Первый или высший уровень стратегического управления – это корпоративный уровень. Основным объектом стратегии корпоративного уровня является компания, концерн, холдинг. Стратегия корпоративного уровня является стратегией компании, действующей в нескольких сферах бизнеса; она определяет общие параметры бизнеса с точки зрения рынков и продуктов. Самые важные проблемы, рассматриваемые на корпоративном уровне, это:
• выбор миссии и общих целей компании,
• глобальное определение инвестиционного портфеля компании,
• исследование долгосрочных конкурентных преимуществ,
• распределение ресурсов и усилий между видами деятельности в зависимости от приоритетов и др.
Второй уровень стратегического управления – уровень бизнес-стратегии. Объектом стратегического управления на этом уровне является самостоятельная стратегическая бизнес-единица. Бизнес-стратегии направлены на создание конкурентного преимущества в каждой из стратегических бизнес-единиц компании, осуществляющих деятельность в одном или нескольких сегментах целевого рынка. Сегмент – это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция компании. Стратегическая бизнес-единица имеет определенный круг клиентов и заказчиков. Она самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, а также материально-техническое снабжение. Деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков. Основной задачей стратегической бизнес-единицы является достижение тех или иных поставленных перед нею стратегических целей (внедрение на новый рынок, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции, снижение затрат и др.).
Третий, низший в иерархии – функциональный уровень стратегического управления. Функциональная стратегия разрабатывается специально для каждого функционального пространства компании. Объектами стратегического управления на третьем уровне являются корпоративные функциональные блоки (маркетинг, производство, финансы, персонал). Соответственно различают следующие основные функциональные стратегии:
• маркетинговая стратегия – заключается в определении востребованной для потребителей линейки продуктов и услуг, нацеливает на занятие требуемой доли рынка, формирует ценовую политику и программу стимулирования сбыта,
• производственная стратегия – это стратегия, которая сосредоточена на решениях о необходимых для реализации маркетинговой стратегии производственных мощностях, об оптимальном размещении промышленного оборудования, о повышении эффективности производственных операций и о снижении издержек,
• финансовая стратегия – прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, планирование будущих продаж и инвестиций, распределение и контроль финансовых ресурсов,
• стратегия управления персоналом – определение оптимальной численности персонала для эффективного ведения бизнеса, планирование мотивации и обучения персонала, планирование мероприятий по повышению производительности труда.
При разработке функциональной стратегии необходимо:
• провести четкие разграничения между функциональными областями,
• определить роль и конкретное содержание функциональной подсистемы,
• уточнить, как данная функциональная подсистема способствует развитию бизнеса,
• направить энергию руководителей и исполнителей всех функциональных подсистем в единое русло корпоративной миссии и корпоративных целей.