Реинжиниринг бизнес-процессов и информационные технологии
Ориентация организации на процессы нуждается в соответствующей информационно-технической поддержке. Взаимная обусловленность бизнес-процессов и ИТ объясняется тем, что, с одной стороны, существующие ИТ-системы должны обеспечивать выполнение процессов, с другой стороны, ориентация на процессы является неотъемлемой предпосылкой для реализации технологических потенциалов большинства корпоративных систем.
Реинжиниринг бизнес-процессов с момента своего возникновения тесно взаимодействует с информационными технологиями, так как без реинжиниринга информационные технологии почти не приносят результатов, а без информационных технологий реинжиниринг почти невозможен.
Проект реинжиниринга бизнес-процессов в компании, как правило, реализуется в два этапа; на первом этапе осуществляется описание бизнес-процессов, их переосмысление и создание новых эффективных бизнес-процессов. На втором этапе к управлению новыми бизнес-процессами подключаются информационные технологии.
В последнее десятилетие самой важной технологией, связанной с реинжинирингом, стало планирование и управление ресурсами компании (ERP – Enterprise Ressource Planning) – интегрированная компьютерная система, поддерживающая не отдельные области деятельности, а целые бизнес-процессы.
Корпоративные системы планирования и управления ресурсами (ERP) – это стандартное программное обеспечение для реализации интегрированных организационно-экономических решений, как для основных, так и для вспомогательных процессов в организации.
Благодаря использованию единой базы данных, система способна интегрировать различные, но при этом тесно взаимосвязанные, функциональные области компании, например управление материальными потоками, планирование производства, бухгалтерский учет или управление персоналом. При этом конфигурация таких систем с учетом специфики конкретной организации осуществляется за счет встроенных механизмов.
ERP — системы способны учитывать потребности отдельных отраслей и специфичных для них процессов и функций. Кроме того, ERP – системы являются центральным элементом расширенных корпоративных систем для межфирменных и внешних процессов, таких как управление логистической цепочкой или управления связями с клиентами.
Спектр функциональности таких систем обычно документируется в форме эталонных моделей процессов, поддерживаемых той или иной системой.
Эталонные модели, специализированные для определенной прикладной системы, позволяют четко понять, какие процессы и каким образом будут поддерживаться программным обеспечением и носят тем самым предопределяющий характер, присущий отраслевым эталонным моделям. Эталонные модели обычно включают в себя модели процессов, модели данных, модели объектов, модели организационных структур.
Выбор стратегии внедрения ERP – систем является решающим фактором при реализации ERP – системы в компании. Как правило, на практике применяются стратегии «большого взрыва», «шаг за шагом» или пилотное внедрение. Подход «шаг за шагом» предполагает внедрение отдельных модулей или процессов со смещением по времени. Стратегия «большого взрыва» предполагает одновременное внедрение ERP – системы. При пилотном внедрении ERP – система реализуется в одном или нескольких структурных подразделениях компании, затем, с учетом накопленного опыта ERP – система распространяется на всю компанию.
ERP – системы являются, как правило, стандартным программным обеспечением, поэтому их внедрение связано с многогранными мерами по адаптации. Адаптация ведется как в рамках пользовательской настройки, так и через изменение существующих в компании бизнес-процессов и организационной структуры.
Внедрение ERP – системы связано со значительными изменениями для затронутых сотрудников. Новое программное обеспечение требует от пользователей не только адаптации привычных методов выполнения работ, но и приводит нередко к изменению целых процессов или перегруппировке и упразднению отдельных задач. Соответственно меняются и требования, предъявляемые к квалификации сотрудников компании осуществляющих реинжиниринг бизнес процессов и внедряющих ERP – системы.
Проект реинжиниринга бизнес-процессов в компании, как правило, реализуется в два этапа; на первом этапе осуществляется описание бизнес-процессов, их переосмысление и создание новых эффективных бизнес-процессов. На втором этапе к управлению новыми бизнес-процессами подключаются информационные технологии.
В последнее десятилетие самой важной технологией, связанной с реинжинирингом, стало планирование и управление ресурсами компании (ERP – Enterprise Ressource Planning) – интегрированная компьютерная система, поддерживающая не отдельные области деятельности, а целые бизнес-процессы.
Корпоративные системы планирования и управления ресурсами (ERP) – это стандартное программное обеспечение для реализации интегрированных организационно-экономических решений, как для основных, так и для вспомогательных процессов в организации.
Благодаря использованию единой базы данных, система способна интегрировать различные, но при этом тесно взаимосвязанные, функциональные области компании, например управление материальными потоками, планирование производства, бухгалтерский учет или управление персоналом. При этом конфигурация таких систем с учетом специфики конкретной организации осуществляется за счет встроенных механизмов.
ERP — системы способны учитывать потребности отдельных отраслей и специфичных для них процессов и функций. Кроме того, ERP – системы являются центральным элементом расширенных корпоративных систем для межфирменных и внешних процессов, таких как управление логистической цепочкой или управления связями с клиентами.
Спектр функциональности таких систем обычно документируется в форме эталонных моделей процессов, поддерживаемых той или иной системой.
Эталонные модели, специализированные для определенной прикладной системы, позволяют четко понять, какие процессы и каким образом будут поддерживаться программным обеспечением и носят тем самым предопределяющий характер, присущий отраслевым эталонным моделям. Эталонные модели обычно включают в себя модели процессов, модели данных, модели объектов, модели организационных структур.
Выбор стратегии внедрения ERP – систем является решающим фактором при реализации ERP – системы в компании. Как правило, на практике применяются стратегии «большого взрыва», «шаг за шагом» или пилотное внедрение. Подход «шаг за шагом» предполагает внедрение отдельных модулей или процессов со смещением по времени. Стратегия «большого взрыва» предполагает одновременное внедрение ERP – системы. При пилотном внедрении ERP – система реализуется в одном или нескольких структурных подразделениях компании, затем, с учетом накопленного опыта ERP – система распространяется на всю компанию.
ERP – системы являются, как правило, стандартным программным обеспечением, поэтому их внедрение связано с многогранными мерами по адаптации. Адаптация ведется как в рамках пользовательской настройки, так и через изменение существующих в компании бизнес-процессов и организационной структуры.
Внедрение ERP – системы связано со значительными изменениями для затронутых сотрудников. Новое программное обеспечение требует от пользователей не только адаптации привычных методов выполнения работ, но и приводит нередко к изменению целых процессов или перегруппировке и упразднению отдельных задач. Соответственно меняются и требования, предъявляемые к квалификации сотрудников компании осуществляющих реинжиниринг бизнес процессов и внедряющих ERP – системы.