Методы и формы обучения

     Методы обучения призваны ответить на вопрос «Как учить?». Существующее огромное многообразие методов обучения можно разделить на три группы в зависимости от того, где и как они обычно применяются.

1. Методы обучения на рабочем месте, которые можно применять ежедневно совмещая с работой. К таким методам относятся демонстрация, наставничество, коучинг, планомерное приобретение опыта через ротации.
Демонстрация – метод, при котором учащимся рассказывают или показывают, как выполнить работу. Это самый простой и распространенный метод обучения. Приемы выполнения работы работнику демонстрирует его непосредственный руководитель или сотрудник. Недостатком метода является отсутствие стройной системы обучения, а также то что демонстрирующее приемы выполнения работы лицо далеко не всегда имеет необходимые знания и навыки, достаточные для обучения данного работника.
Наставничество (кураторство) ориентировано на взаимообмен жизненным и практическим опытом, поддержку и развитие сотрудника в целях его карьерного или жизненного роста. Это процесс, при котором специально отобранные и подготовленные сотрудники (наставники) дают указания и советы, помогающие прикрепленным к ним «протеже» развиваться в своей профессии.
Коучинг — это процесс, способствующий реализации развития сотрудника и, следовательно, повышению компетентности и совершенствованию профессиональных навыков обучающегося. В настоящее время коучинг зарекомендовал себя как наиболее экономически выгодный способ улучшения производительности сотрудников организации. Используя методики практической психологии, коучинг фокусируется на целях и потребностях сотрудника. Он задействует как сильные, так и слабые стороны обучающегося. Коуч, который может быть как приглашенным специалистом, так и сотрудником данной организации направляет процесс, но не является в нем главной силой.
Планомерное приобретение опыта через ротации позволяет расширить опыт работника путем планомерного перемещения его с одной работы на другую. Такой метод может быть достаточно эффективным, если процесс и сроки обучения на каждом рабочем месте отслеживается специально закрепленным сотрудником службы управления персоналом.

2. Методы обучения вне рабочего места, которые используются с отрывом от работы и имеют систематический характер.

К таким методам относятся лекции, групповые дискуссии, круговой опрос, анализ практических ситуаций, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги. курсы.
Лекция, являясь одним из основных методов обучения, предназначена для передачи слушателям информации запланированного содержания в отведенное для нее время. Лекции проводятся подготовленными и опытными преподавателями, которые используют наиболее современную структурированную информацию и опыт других компаний. Так как усвоение лекционного материала в среднем не превышает 20% от его объема, проблема повышения эффективности лекций является весьма актуальной. Эффективность лекции можно увеличить несколькими способами — продолжительность ее не должна превышать 45 минут, учебный материал должен подкрепляться наглядными пособиями (слайдами), лекция не должна быть избыточно информационной и содержать интересные для аудитории факты.
Групповая дискуссия позволяет активизировать обучаемых через постановку перед ними проблемного вопроса или группы вопросов по теме курса. Основными задачами дискуссии является эффективное усвоение материала и обмен опыта между обучаемыми.
Круговой опрос представляет собой активный вид занятий, состоящий из вопросов преподавателя и ответов участников обучения на один общий вопрос или на серию связанных вопросов. Его назначение – включить участников в работу, переключить на новую тему, активизировать восприятие сложного материала, обменяться практическим опытом.
Анализ практических ситуаций предназначен для обмена идеями и анализа опыта. Процедура анализа ситуации организуется в группе обучающихся. Возможен индивидуальный анализ, затем обсуждения в подгруппах и презентации результатов работы.
Деловые игры представляют собой обыгрывание группой обучающихся реальной бизнес — ситуации, включая количественные расчеты и анализ.
Ролевые игры – это разыгрывание конкретной ситуации, где ученики принимают на себя определенные роли. В ходе ролевых игр отрабатываются межличностные навыки общения, взаимодействия и управления людьми в обстановке близкой к реальной жизни. Ролевые игры дают обучающимся возможность получить совет специалиста и конструктивную критику от тренера и своих коллег в безопасной, учебной ситуации.
Бизнес-тренинги предназначены для обучения учащихся эффективно действовать в реальных бизнес-ситуациях и приобретению ими следующих навыков:
— клиентоориентированности – навыкам работы с клиентами,
— командной работы – навыкам координировать свою деятельность с коллегами,
— самоорганизации – умению организовать самого себя,
— уверенности в себе – способности выражать свои мнения и желания соответственно сложившейся ситуации.

3. Методы обучения вблизи рабочего места, позволяют получить систематические знания без отрыва от работы.

Это – рабочие инструктажи, использование аудио- и видео учебных пособий, дистанционное обучение.
Рабочий инструктаж – это обучение специально подготовленным сотрудником или линейным руководителем вопросам, связанным с выполнением работы на данном виде оборудования; вопросам, связанным с обеспечением охраны труда или пожарной безопасности на конкретном рабочем месте.
Использование аудио- и видео учебных пособий предназначено для индивидуального обучения вблизи рабочего места различным конкретным элементам данного бизнес-процесса.
Дистанционное обучение является современной, динамичной и мощной формой обучения, позволяющее решать широкий диапазон задач корпоративного обучения. Программы дистанционного обучения могут иметь объем от нескольких учебных часов до полного высшего образования. Они адаптированы для любого уровня подготовки обучающихся и являются очень технологичными. Это обучение подготовлено опытными преподавателями, использующими наиболее современную информацию и опыт других организаций. Сотрудники помимо рабочего времени могут использовать и свое свободное время, обучаясь со своей собственной скоростью. Дистанционное обучение – это экономичный и перспективный метод обучения.