Организационная структура отдела персонала

    Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию отделов (подразделений).
Создание отделов (подразделений) путем группирования аналогичных производственных функций и служащих позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства компанией в период расширения ее хозяйственной деятельности.
Методы распределения обязанностей по отделам зависят от положенных в основу признаков.
1. По принципу деления на равные по размеру группы. Этот метод применяется, когда профессиональные работники одинаковы, а для достижения какой-либо цели необходимо определенное число людей.
2. По функциональному признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам и т.д. Их число зависит от потребностей самой организации.
3. По территориальному признаку. Этот способ наиболее распространен в случаях, когда предприятие осуществляет свою деятельность на территории разных районов. Все виды операций компании на данной территории могут быть поручены региональному управляющему по сбыту.
4. На основе выпускаемой продукции. Этот способ в настоящее время получает все большее распространение на крупных предприятиях, расширяющих ассортимент производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.
5. На основе интересов потребителя. В тех отраслях, где покупатель является ключевым фактором, его интересы оказывают решающее влияние на структуру организации. Это особенно характерно для службы сервиса.
Первичная форма организации, когда осуществляется прием сотрудников, может быть представлена в следующем виде:
1) президент (директор);
2) руководитель производства
3)коммерческий директор;
4)директор по персоналу;
5)финансовый директор.
В данном случае функция сбыта осуществляется по географическому признаку, но может быть организована и по признаку выпускаемой продукции или в соответствии с-запросами потребителей. Это зависит от того, какому фактору отдают предпочтение.
При формировании структур управления во внимание принимаются следующие вопросы:
1) стратификация, т.е. сколько может потребоваться уровней управления;
2) формализация, т.е. насколько формальным должно быть взаимодействие. Чем более бюрократичен стиль, тем более формальной и системной должна быть внутренняя структура;
3) централизация, т.е. иерархия доведения принятых решений, все ли вопросы должно решать высшее руководство;
4) сложность организационной структуры, т.е. насколько сложным должно быть управление с организационной точки зрения. Простая иерархия с четким распределением прав и обязанностей легка для понимания, в отличие от матричного типа построения структуры управления, что будет рассмотрено ниже.
Менеджмент на уровне отдела:
1)постановка задач и целей на уровне отдела в соответствии с общими задачами и целями корпорации;
2)организация работы отдела (создание структуры, распределение обязанностей, урегулирование конфликтов);
3)управление производственной деятельностью по выполнению плана, стимулированию качественной работы сотрудников отдела, координация производственного процесса в рамках отдела, обеспечение надлежащей связи.
Анализ взаимоотношений между различными отделами и подразделениями, должностями и постами показывает, что существует целый ряд типов организационных структур, среди которых построение по принципу отделов (подразделении) является наиболее простым.