Мировое развитие управления персоналом

   Становление форм совместной творческой деятельности связано с трансформацией исторически предшествующих ей форм организации совместной деятельности: совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей, совместно-индивидуальной. Именно в такой последовательности в XX в., как показывает опыт управления различных организаций в развитых странах, происходит развитие основополагающих форм совместной творческой деятельности. Этот процесс можно интерпретировать как фазы становления партисипативной организационной культуры, а те трансформации, которые претерпевали бюрократическая, органическая и предпринимательская культуры, последовательно генерировали парадигмы кадровой работы в управлении капиталистических стран.
Технократический подход, коренящийся в философии позитивизма, был перенесен Ф. Тэйлором в практику организации производственных и трудовых процессов в связи с резко возросшей потребностью повышения эффективности деятельности крупномасштабных производственных систем, ориентированных на выпуск серийной массовой продукции.
Негативные социальные последствия подобного рода рационализации, несмотря на достигаемый, особенно в кризисных ситуациях, рост производительности труда за счет внедрений элементов его научной организации, стали очевидны уже во второй половине 1920-х гг. и породили серию социальных экспериментов (хоторнские исследования Э. Мэйо).
Гуманизация трудовых отношений, вовлечение работников в обсуждение вопросов, касающихся их производственной деятельности, использование позитивных эффектов групповой самоорганизации — таковы важнейшие принципы доктрины человеческих отношений. Ее реализация впервые придала наемному работнику статус (хотя и неравноправного) партнера во взаимоотношениях с менеджером и хозяином предприятия.
Коллективистская по своей природе идеология профессионализма, свойственная массовым профессиям, к середине 1950-х гг. стала тормозом на пути научно-технического прогресса, поскольку широкое внедрение технических нововведений вытесняло массовый малоквалифицированный труд. Стимулирование индивидуального профессионального развития за счет включения механизмов личной заинтересованности и персональной ответственности — такова специфика нового подхода в управлении персоналом, получившего распространение в развитых странах в 1960-1970-е гг. Его применение было нацелено на то, чтобы повысить предпринимательскую активность всех работников и сделать предприятие более конкурентоспособным.
Однако ориентация на потребительскую мотивацию работника, гипертрофия эгоистической морали вели к кризису морально-психологического климата организации, снижая в целом эффективность деятельности. В условиях глубокого структурного кризиса 1970-х гг. созидание оптимальной с точки зрения решения неординарных проблем формы организации для таких рабочих групп стало самоценной задачей. Социальное и культурное творчество самих работников, их непосредственное участие в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь и взаимозаменяемость, прояснение общих ценностей и целей, определяющих поведение каждого члена команды, коллективная ответственность за результаты и высокую эффективность работы, всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциалов — таковы слагаемые нового подхода в управлении персоналом в 1980-1990 гг.
Эта степень зрелости национальной и корпоративной организационной культуры применения передовых способов кадрового менеджмента в управлении персоналом объясняет невозможность искусственного перенесения даже самого эффективного инструментария кадровой работы в практику отечественных кадровых служб.