Маркетинг отдельных лиц

   Наряду с маркетингом услуг и организаций проводится маркетинг отдельных лиц.
Маркетинг отдельных лиц — это деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения позиций и (или) поведения по отношению к конкретным лицам.
Две наиболее распространенные формы этой деятельности — маркетинг знаменитостей и маркетинг политических кандидатов.
Маркетинг знаменитостей.
Несмотря на то что маркетинг знаменитостей имеет длинную историю и восходит ко временам древних греков и римлян, в последнее время он ассоциируется с шумихой вокруг «звезд» Голливуда и эстрады.
Для поддержания и возвышения своего «звездного образа» голливудские актеры и актрисы стали нанимать себе пресс-секретарей.
Пресс-секретарь размещает информационные материалы о «звезде» в средствах массовой информации и планирует график появления в местах, к которым привлечено широкое внимание.
Сегодня популяризацией знаменитостей занимаются целые организации.
Менеджер знаменитости не в состоянии сотворить чудеса, многое зависит и от «звезды». Если у «звезды» врожденный дар саморекламы, фантазии нет предела.
Менеджеры знаменитостей осознают, что жизненные циклы «звезд» резко отличаются между собой по продолжительности и часто бывают очень короткими. Руководитель службы маркетинга одной из крупных компаний грамзаписи сравнивает карьеру исполнителя с ящиком клубники, которую нужно упаковать, доставить на рынок и продать, пока она не испортилась и не потеряла всякую ценность. Ведь если стимулирование не дает результатов, незачем впустую выбрасывать дополнительные деньги. Некоторые бывшие знаменитости пытаются возродить свою карьеру, но вернуться наверх оказывается сложно.
Маркетинг политических кандидатов.
Маркетинг политических кандидатов превратился в крупную отрасль деятельности, потребовавшую особой специализации всех занимающихся ею. С перерывом в несколько лет публика постоянно участвует в многочисленных выборных кампаниях по занятию должностей в местных органах, органах штатов и учреждениях общегосударственного масштаба.
Политическая кампания включает в себя посещения кандидатом рынка избирателей и использование маркетинговых исследований и коммерческой рекламы для обеспечения максимального уровня «покупки» кандидата избирателями.
Интерес к маркетинговым аспектам выборов подогревается стремительным ростом политической рекламы, распространением научных методов изучения общественного мнения, компьютерного анализа распределения голосов избирателей и появлением специализированных фирм по руководству избирательными кампаниями.
Однако кампании последнего времени поставили весь этот процесс на тщательно скоординированную основу, когда все традиционно существовавшие мероприятия проводятся в рамках единого сводного плана.
Основная задача плана заключается в отходе от принципов деятельности, когда едва увязанные между собой мероприятия проводились под контролем кандидата — нередко непродуманно, по наитию — в пользу точно рассчитанного, централизованного «коллективного» стратегического подхода к завоеванию или удержанию выборного поста.
Отличительными особенностями плана являются:
• его формальная стратегическая программа;
• координированное использование специализированных пропагандистских приемов;
• более искусный подход к замерам общественного мнения и манипулированию этим мнением.
И хотя между «продажей» кандидата и стимулированием розничной продажи существует огромная разница, некоторые атрибуты коммерческой рекламы прочно вошли в обиход политического процесса.