Рекламодатели, затяните пояса

Печальные новости для рекламодателей: популярность рекламы в интернете стремительно падает. И с этим ничего не поделать. А как хорошо начинался бизнес! С появлением интернета рекламодатели открыли для себя новый удобный канал для коммуникации с клиентами – самые обычные сайты. Баннеры и контекст – вот два основных типа рекламы, которая «живет» в интернете сегодня.

Баннеры – это виртуальные билборды, к которым мы так привыкли в реальной жизни. Ими завешивают пространства сайтов с самой верхушки донизу, а деньги зарабатывают за время показа рекламы или за количество таких показов. Странно, как такая достаточно банальная схема добилась невероятной популярности? Еще более странно, что она до сих пор работает! Таким образом, вы еще не раз и не два встретите надписи типа: «Вы можете приобрести любые сим-карты на нашем сайте, и в том числе купить Goodline с отличным тарифным планом для летних отпусков!». Не отжив свое, баннеры продолжают существовать, а, значит, существуют те люди, которым они выгодны. Надолго ли?..

Ситуация с контекстом выглядит более многообещающе: рекламодатели без особых усилий могут установить на свое усмотрение всевозможного рода объявления, сознательно нацелив каждое из них именно на ту аудиторию, которая наиболее точно соответствует эталону потребителя компании. Прямое пополнение Киевстар может заинтересовать молодых людей, которые часто разговаривают по мобильному телефону (или живут в нем). Фраза «купить фитбол со скидкой» привлечет внимание преимущественно девушек, занимающихся фитнесом. Заинтересоваться объявлением «пополнить МТС через Webmoney» могут владельцы кошельков электронных платежных систем.

Поисковые системы активно изучают пользователя, позволяя нацеливать на него именно тот контекст, который не оставит его равнодушным. Социальные сети существенно расширили круг тех, кто может увидеть объявление.

Впрочем, в мире интернет-рекламы все далеко не так радужно, как может сначала показаться. Сейчас становится очевидным, что люди предпочитают упорно игнорировать рекламу в интернете, пусть какой кричащей она ни была. Если вы завешаете сайт баннерами, его гости будут обходить взглядом участки, где, как они считают, не найдут полезного для себя контента. Если вы разместите 5 объявлений в один столбец (фишка сайта Facebook), люди проигнорируют и этот метод.

Интересно знать, что рейтинг кликов по рекламному объявлению стремительно упал, а именно снизился больше, чем в тысячу раз (с 78% (HotWired, 1994) до 0,05% (Facebook, 2011)). Древние, как мир, email-рассылки уже довольно долгое время пребывают «на мели» своей популярности. Ведь люди неглупы. Они быстро адаптируются ко всяким изменениям, и буквально через месяц-два любой рекламный формат теряет свою новизну. Вот откуда появляется новый синдром баннерной слепоты, когда мы сознательно обходим взглядом те участки, которые визуально очень напоминают баннеры и рекламы.