Организационный анализ

   Составлению организационного проекта предшествует анализ внутренней и внешней среды организации. Задачами организационного анализа являются:
• изучение проблем организации, ее сильных и слабых сторон,
• оценка финансовых, материальных и трудовых ресурсов,
• оценка рынка, на котором работает компания и ее привлекательности,
• оценка потенциала развития компании,
• определение желательного уровня эффективности.
Организационный анализ опирается на следующие принципы: системность, комплексность, рассмотрение объекта анализа в динамике, сопоставление результатов объекта с другими аналогичными объектами, учет специфики объекта.
Основными объектами организационного анализа являются:
• стратегические цели организации – соответствие миссии организации, обоснованность и своевременность их постановки, четкость формулировки, реальность достижения,
организационная структура – ее соответствие стратегическим целям организации, число уровней иерархии, нормы управляемости, количество функциональных блоков, степень централизации, принципы распределения полномочий,
• маркетинг – продуктовая линейка компании, емкость и сегментация рынка, потребители и конкуренты, реклама и каналы сбыта,
• финансовые и материальные ресурсы организации – рациональность расходования, текущая и перспективная обеспеченность ресурсами, состояние бюджетного планирования, структура капитала и дивидендная политика, управление запасами, дебиторской задолженностью и кредитная политика,
• персонал – численность работников различной категории, половозрастной состав, уровень образования и квалификации, укомплектованность штата, система мотивации, уровень удовлетворенности, текучесть кадров,
организация труда и организация производства – общая характеристика основных работ и способов их выполнения, затраты рабочего времени и трудоемкость отдельных видов работ, производственные взаимосвязи, наличие узких мест, особенности планировки помещений и организации рабочих мест, условия труда, потери времени, контроль и самоконтроль, уровень исполнительности и результативности,
• информационная система – наличие и состояние автоматизированной системы управления в организации, доступ сотрудников к информационным потокам, степень развития информационной сети, эффективность корпоративной информационной системы,
• организация управления – экономичность аппарата управления, адаптивность управленческих решений к возникающим задачам в изменяющихся условиях, гибкость и оперативность управленческих решений, основные операции и процедуры, схемы принятия решений, взаимодействие работников при исполнении решений, организация документационного обеспечения, количество нормативных документов, соответствие организационных решений законодательству.