Функции обслуживания рабочих мест

Организация обслуживания рабочего места представляет собой систему функций по обслуживанию средств труда, предметов труда, а также непосредственно самого работника в рамках определенного рабочего места.
Функции обслуживания средств труда включают в себя:
• ремонт оборудования (мелкий, средний, капитальный),
• межремонтное обслуживание оборудования (профилактический осмотр, чистка, смазка, настройка),
• поддержание в рабочем состоянии технологической и организационной оснастки (восстановление инструмента, ремонт мебели),
• хранение и выдача организационной и технологической оснастки,
• уборка помещений, зданий, территории.
Обслуживание предметов труда осуществляется путем выполнения следующих функций:
• выдача и прием, хранение, комплектование заготовок, полуфабрикатов и других средств организационной оснастки,
• прием и выдача сырья,
• транспортные и погрузо-разгрузочные работы на рабочих местах и между ними,
• контроль качества сырья, материалов, продукции.
Функциями обслуживания работника являются:
• охрана труда и техника безопасности – обучение работника правилам охраны труда и периодический контроль знаний, обеспечение работника средствами индивидуальной защиты,
• санитарно-гигиеническое обслуживание – создание на рабочее месте условий в рамках санитарно-гигиенических норм в части шума, вибрации, загазованности, запыленности, излучений,
• общественное питание – организация горячего питания на предприятии,
• медицинское обслуживание – осуществление медицинских осмотров при приеме на работу, а также периодических медицинских осмотров; добровольное медицинское страхование работников,
• хозяйственно-бытовое обслуживание – поддержание чистоты и порядка в помещениях, обеспечение работника спецодеждой и спецобувью.
Вся система обслуживания рабочих мест должна строиться на следующих основных принципах:
• системности – проработанности всех функций в части их взаимосвязи,
• комплексности – все функции обслуживания должны быть организованы одинаково хорошо,
• плановости – обслуживание рабочих мест должно осуществляться в рамках бюджетов и графиков,
• предупредительности – обслуживание должно осуществляться заблаговременно с целью недопущения остановок производства,
• своевременности – обслуживание должно осуществляться точно в срок,
• надежности – система обслуживания должна предусматривать дублирование и подстраховку,
• оперативности – система обслуживания должна иметь возможность быстрого реагирования при возникновении форс-мажорных обстоятельств,
• экономичности – система обслуживания рабочих мест должна быть наиболее оптимальной с точки зрения затрат на нее.