Стимулирование труда

   Стимулы (stimulus – лат. заостренная палка, которой в древнем Риме погоняли животных) выполняют роль рычагов воздействия, вызывающих действие определенных мотивов. Стимулы для выполнения активизирующей роли должны обладать следующими качествами:
• доступностью и прозрачностью,
• информированностью,
• разнообразностью,
• ощутимостью,
• постепенностью наращивания размера,
• своевременностью реализации.
Материальные стимулы для преобладающего большинства работников являются основными. Материальные стимулы к труду могут выступать в двух формах: денежной и неденежной. Денежным стимулом к труду является заработная плата, состоящая из оклада, доплат и надбавок, премий. Неденежный стимул — это предоставление работнику санаторно-курортной путевки или льготных кредитов, организация добровольного медицинского страхования и др.
Кроме материальных стимулов могут быть и нематериальные стимулы. К ним традиционно относят: моральные стимулы (общественное признание, уважение), социально-психологические стимулы (общение, причастность к общему делу), творческие стимулы (возможность самовыражения и самореализации).
Применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, настойчивость, добросовестность, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией через включение соответствующих мотивов, называется стимулированием.
Функциями стимулирования являются:
• экономическая функция – увеличение трудовой активности в результате стимулирования ведет к увеличению производительности, увеличению доходов организации и снижению затрат,
• нравственная функция – под воздействием внешнего стимулирующего воздействия у человека формируется активная жизненная позиция,
• социальная функция – внешние стимулы способны повысить благосостояние человека и изменить его социальный статус,
• морально-психологическая функция – стимулирование ведет к удовлетворению потребностей человека в причастности, дружбе, уважении и самореализации.
Типы стимулирования:
• пропорциональное стимулирование – первоначально установленная мера стимула растет пропорционально росту трудовых достижений работника,
• прогрессивное стимулирование – темпы роста стимула опережают темпы роста трудовых достижений,
• регрессивное стимулирование – темпы роста стимула отстают от темпов роста трудовых достижений,
• негативное стимулирование – основано на принуждении человека при помощи штрафов, системы депремирования, санкций, дисциплинарных взысканий,
• позитивное стимулирование – реализуется путем увеличения окладов, установления поощрительных доплат и премий,
• оперативное стимулирование – обеспечивается при помощи регулярных выплат заработной платы, премий,
• долгосрочное стимулирование – основывается на таких мотивационных инструментах как участие в программе негосударственного пенсионного обеспечения или опционного поощрения.