Составляющие интеллектуального капитала

    Интеллектуальный капитал состоит из создания, движения и запаса, полезных для организации знаний. Эти знания можно рассматривать в качестве нематериальных ресурсов, которые вместе с материальными ресурсами (финансы, имущество) составляют рыночную стоимость компании.

    Нематериальные активы включают в себя стоимость всех взаимоотношений внутри и вне организации, включая ее взаимоотношения с поставщиками и клиентами. Сюда также входит стоимость таких нематериальных активов, как репутация, имидж компании и торговые марки.
Тремя составляющими интеллектуального капитала являются:
• Человеческий капитал – знания, умения и способности работников организации.
• Социальный капитал – запасы и перемещение знаний, возникающие благодаря социальным контактам внутри и вне организации.
• Организационный капитал – знания, которыми владеет организация и которое хранится в базах данных, стандартах и инструкциях.
Процесс создания интеллектуального капитала состоит в выработке, сохранении и использовании знаний отдельных людей (человеческий капитал), расширении знаний между людьми (социальный капитал) и, наконец, создание институциализированного знания, которым владеет организация (организационный капитал).
Развивая знания, умения и навыки своих сотрудников, добиваясь эффективного распространения знаний и накапливая их, организация создает интеллектуальный капитал. Организационный капитал, это такой капитал который остается в организации навсегда, а человеческий капитал – это капитал который работник увольняясь, забирает с собой. Не организации, а люди владеют человеческим капиталом и организации подвергаются серьезному риску потерять интеллектуальный капитал, не успев перенять знания отдельных людей, сделать их общими, преобразовать и институциализировать их.
Человеческий капитал – это такие ценные свойства работника, которые могут быть развиты с помощью инвестиций в человека. Работник от инвестиций в человеческий капитал ожидает повышения уровня заработной платы, большего удовлетворения от работы, лучших карьерных перспектив и уверенность в том, что ему гарантирована занятость. Люди будут делать инвестиции в человеческий капитал, если будут уверены, что последующая выгода превысит расходы, которые они понесут. Работодатели ожидают от инвестиций в человеческий капитал повышения показателей работы, производительности, гибкости и способности к введению инноваций; все это возможно в случае повышения квалификации и возрастания уровня знаний и умений.
Социальный капитал можно представить как совокупность горизонтальных связей между людьми. Он создается, благодаря обмену знаниями, а это требует существования общей организационной среды, в которой мог бы свободно и непрерывно осуществляться подобный обмен, а также существования соответствующей организационной культуры.
Организационный капитал создают люди (человеческий капитал), но в то же время он производен от социального капитала. Он принадлежит компании и его можно развивать с помощью управления знаниями.
Вопросы создания и эффективного функционирования интеллектуального капитала тесно связаны с обеспечением организации трудовыми ресурсами, развитием и вознаграждением персонала, организационным развитием и управлением знаниями.
Исходя из организационных перспектив, теория интеллектуального капитала ставит следующие практические вопросы:
• Какими знаниями и навыками владеют сотрудники организации?
• Какие знания и навыки необходимы сейчас и в будущем?
• Каким образом организация собирается приобретать, развивать, сохранять и эффективно использовать эти знания и навыки?
• Каким образом организация формирует культуру и среду, в которой обучение и развитие было бы в интересах, как компании, так и работников?
Исходя из интересов отдельных работников, эта теория подчеркивает, что они имеют право ожидать, во-первых, достойного дохода от своих инвестиций в организацию в виде своего времени и усилий по развитию своих навыков и способностей и, во-вторых, возможности повышать свою профессиональную востребованность как внутри, так и вне организации.