Потребности и интересы в системе мотивации труда

  Возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на поиск и достижение цели. Учитывая это, процесс мотивации труда требует особого внимания к индивидуальным особенностям работника, порождающим разнообразные потребности и динамику их развития.
Существует ряд подходов к определению понятия потребности.

•Потребность как нужда. Такая трактовка потребности представляет ее как дефицит чего-то необходимого человеку, либо как избыток чего-то вредного, ненужного.
• Потребность как необходимость. Необходимость в выполнении внутренней программы жизнедеятельности индивида. При данном подходе потребность является основой долговременной мотивационной установки.
• Потребность как состояние напряжения. Человек стремясь выйти из состояния нарушенного равновесия, тем самым побуждается к определенной активной деятельности.
Предложено множество классификаций потребностей человека. Так, различают потребности организма и потребности личности. Потребности организма (нужда) делятся на неощущаемые потребности и на ощущаемые или биологические потребности. Потребности личности включают в себя осознанные биологические потребности и осознанные социальные потребности.
Потребности подразделяют на первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные).
Потребности могут быть материальными (потребность в пище, одежде, жилище), духовными (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях) и социальными (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми).
По временной характеристике потребности делятся на кратковременные, устойчивые и периодически возникающие.
Свои классификации потребностей предлагали зарубежные ученые — К. Альдерфер, Д. Макклелланд, Ф. Герцберг, Г. Мюррей, Э. Фромм и др. Но наиболее стройную и популярную классификацию потребностей предложил Абрахам Маслоу выделив пять иерархически расположенных групп потребностей – физиологические потребности, потребности безопасности, социальные потребности, потребности в самоуважении, потребности в самоактуализации. Потребности низших уровней он назвал нуждами, а высших – потребностями роста.
Процесс формирования и удовлетворения потребностей можно представить в виде четырех этапов:
• возникновение потребности,
• выбор способа удовлетворения потребности,
• выполнение намеченных действий,
• устранение потребности, т.е. ее удовлетворение.
Потребности только тогда становятся внутренним побудителем к трудовой активности, когда осознаются самим работником. В этом случае они приобретают форму интереса. Поэтому интерес – это конкретное выражение осознанных человеческих потребностей. Потребности говорят о том, что необходимо человеку, а интересы – как удовлетворить эту потребность, что для этого нужно сделать.
Виды интересов многообразны, как и потребности, их порождающие. Так, интересы бывают личные, коллективные и общественные. Также различают интересы материальные и нематериальные.