Методы решения управленческих задач
Существует ряд методов, позволяющих разработать управленческие решения.
Аналитический метод используется для решения структурированных проблемных ситуаций. Он основан на использовании математических и логических зависимостей в виде формул, графиков, таблиц или различных (финансовых, технических, управленческих) нормативных документов, что позволяет осуществить точный выбор решения.
Статистический метод используется на этапе подготовке УР для сбора информации о прошлом удачном или неудачном опыте реализации УР в случаях разрешения аналогичных проблемных ситуаций.
Метод моделирования используется на этапе подготовки УР для формирования образной модели проблемной ситуации. Различают экономико-математические модели (представление экономического явления, процесса или объекта с использованием числовых величин), ассоциативные модели (представление сложных категорий в легких понятных формах), физические модели (представление натуральных объектов в пропорционально уменьшенном виде).
Экспертный метод широко используется для решения слабоформализуемых проблемных ситуаций. Основой метода является комплексное использование интуитивного и логического мышления для анализа внутренней и внешней среды организации, разработки альтернатив и оценки их качества. Выбор оптимальной альтернативы осуществляется при помощи экспертного оценивания, экспертных суждений и на основе обобщенного мнения экспертов.
Экспертным методом решаются задачи:
— структурирования проблемного поля организации и определение приоритетности решения проблем,
— дифференциация целей управления до задач и определение приоритетности их решения,
— генерирование альтернатив, фильтрация множества альтернатив и оценка их предпочтительности.
Процесс экспертизы начинается с определения задач, которые необходимо решить в рамках возникшей проблемной ситуации. Затем формируется аналитическая группа, которая разрабатывает методы опроса, осуществляет отбор экспертов, проводит опрос экспертов, анализирует и интерпретирует результаты опроса.
В качестве экспертов, как правило, выступают высококвалифицированные специалисты и руководители компании; в определенных случаях привлекаются сторонние эксперты.
Наиболее эффективным методом опроса является анкетирование, т.е. заполнение экспертами опросных листов-анкет. В анкете проставляются ответы на специально подобранные вопросы, которые позволяют получить информацию, необходимую для проведения управленческого анализа. Различают тематические анкеты (для сбора информации по определенной тематике), анкеты альтернатив (для генерирования альтернатив) и оценочные анкеты (для оценки альтернатив).
Обработка экспертной информации осуществляется путем ранжирования или путем непосредственной оценки. Ранжирование – это расположение объектов ранжирования в порядке убывания их значимости. Непосредственная оценка заключается в отнесении объекта к определенному значению по оценочной шкале.