Стратегия компании и ценности. Что общего?

Классический подход к формированию стратегии компании предполагает проведение объемной работы по определению миссии, стратегического видения, главной стратегической цели, функциональных (производство, финансы, маркетинг, персонал) стратегических целей, выбор оптимальных стратегических инициатив, а также по разработке массивных стратегических планов, включающих в себя конкретные мероприятия по достижению стратегических целей. Не обойтись и без внушительных предварительных аналитических исследований, в том числе определения сильных и слабых сторон компании, внешних угроз и возможностей, конкурентного ландшафта. При этом, далеко не всегда, проведенная титаническая работа в сфере стратегического планирования приносит компании ожидаемые положительные результаты.

Феликс Оберхольцер-Ги – профессор делового администрирования Гарвардской школы бизнеса в 2021 году предложил с одной стороны, более простой, а, с другой стороны, более эффективный подход к корпоративному стратегическому планированию. Стратегия, разработанная в рамках предложенного им подхода, получила название ценностно-ориентированной.

Суть ценностно-ориентированной стратегии заключается в следующих предположениях:

финансовый результат деятельности компании в первую очередь определяется разницей между выручкой от продаж и затратами на сотрудников и на поставщиков,

выручка определяется теми ценностями, которыми обладает продукт компании и тем максимум, который клиенты готовы заплатить за его приобретение,

затраты на сотрудников определяются теми ценностями в сфере работы с персоналом, которые способны побуждать людей эффективно работать за минимально возможный размер оплаты труда,

затраты на поставщиков определяются теми ценностями в сфере взаимодействия с партнерами, которые побуждают их реализовывать свои товары и сырье вашей компании за минимально возможную цену.

Исходя из этих предположений, стратегия компании должна строиться, ориентируясь на изучении и удовлетворении ценностей, важных, соответственно, для клиента, сотрудника и поставщика.

Так, для клиента ценностями, повышающими его готовность платить за товар, могут стать уникальные инновационные характеристики этого товара, всемерное проявление заботы об интересах клиента со стороны персонала компании и т.д.

Для сотрудника ценностями, повышающими его готовность работать в компании с максимальной отдачей при относительно скромных запросах по уровню оплаты труда, могут быть: интересное содержание работы, гибкие режимы труда и отдыха, благоприятный психологический климат в отношениях с руководством и коллегами, прекрасно организованные рабочие места, возможность карьерного и профессионального роста, возможность получения дополнительного образования и др.

Для поставщика ценностями, повышающими его готовность работать с вашей компанией с привлекательным дисконтом, может стать возможность снижения операционных расходов при хранении и перевозке своих товаров для вашей компании, четко выстроенная  и надежная система взаимодействия между вашей компанией и поставщиком и т.д.

Резюмируя изложенное, стратегия компании, основанная на ценностях – это современная стратегия, при разработке которой, включая формирование стратегических целей, инициатив и планов, все внимание концентрируются не на достижении абстрактных финансовых показателях, а на идентификации и удовлетворении конкретных ценностей, важных для потребителей, персонала и поставщиков компании.