Стратегия «пеперони», или как позитивная агрессивность помогает работнику решать организационные проблемы
Эту замечательную стратегию предложил в 2005 году Йенс Вайднер – немецкий ученый-криминалист и бизнес-консультант – автор нашумевшего бестселлера «Стратегия Пеперони. Как конструктивно использовать свою естественную агрессию».
Слово «пепероне» на итальянском языке обозначает сладкий перец, соответственно, основной смысл стратегии «пеперони» заключается в том, что определенной категории сотрудников компании при определенных обстоятельствах необходимо добавлять в свое организационное поведение немного перчика, то есть делать это поведение более агрессивным, но в тоже время конструктивным.
Речь идет о людях, которые изначально имеют очень низкий уровень природной агрессии. Являясь прекрасными профессионалами, отличаясь замечательным трудолюбием, они, тем не менее, не могут похвастаться корпоративными успехами из-за своей добросердечности, мягкотелости, нерешительности, из-за повышенного стремления уходить от любых организационных конфликтов и все проблемы пытаться решать исключительно путем поиска компромиссов.
Легко предположить, что результатами такого организационного поведения сотрудника станет немотивированный отказ ему в повышении заработной платы, навязывание повышенного объема работы, некомпенсируемое привлечение к сверхурочным работам и работам в выходные дни, предоставление отпуска в неудобное время и иные производственные «прелести». А о карьерном продвижении таким работникам можно забыть совсем.
Как же повысить таким излишне миролюбивым и прилежным работникам степень своей природной агрессии и достичь уровня конструктивной позитивной агрессивности, который позволит им почувствовать себя уверенно в жестких корпоративных «джунглях», как стать более напористым и решительным, смело и успешно преодолевающим организационные конфликтные «бури»?
Вот основные «перчики» новой стратегии организационного поведения для таких работников от Йенса Вайднера:
- Анализ и корректировка своего поведения – прежде всего, необходимо внутренне настроиться на проявление личной конструктивной агрессии, усовершенствовать свою защитную риторику и приготовиться к отражению словесных атак от недоброжелателей, в том числе и при помощи домашних заготовок и метких фраз. Необходимо также подготовиться к неминуемому на первых порах проявлению повышенной агрессии со стороны удивленных Вашим изменившимся поведением оппонентов.
- Анализ внешнего окружения – необходимо внимательно изучить круг сотрудников, с которым осуществляется постоянное деловое общение на предмет выявления лиц, вольно или невольно «работающих» против Вас, в том числе распространяющих сплетни и домыслы, порочащие Вашу деловую либо профессиональную репутацию. В случае обнаружения таких фактов, от Вас должна последовать жесткая реакция в целях нейтрализации дискредитирующих Вас слухов. Также необходимо дистанцироваться от коллег-сотрудников, являющихся нытиками и неудачниками, постоянно жалующихся на свои «проблемные производственные будни» и обвиняющих во всех «личных несчастьях» руководство организации и власть в целом.
- Реализация стратегии «пеперони» — осуществив всесторонний анализ личного поведения и внешнего окружения и подготовившись соответствующим образом, смело идем в атаку – проявляем инициативу, жестко высказываем и отстаиваем свое мнение, а в случае необходимости и целесообразности твердо говорим «нет», спокойно реагируем на назревающий конфликт. При этом взвешиваем шансы на победу в потенциальном организационном конфликте. Если вероятность победы меньше 50%, то рисковать не нужно, а, напротив, необходимо попытаться перевести оппонента в категорию партнера, или даже друга.