Модель менеджмента в Великобритании
Менеджмент, согласно краткому и точному высказыванию Мэри Паркер Фоллет, замечательной американской ученой, стоявшей у истоков науки об управлении, – это «искусство обеспечения выполнения работы другими людьми».
Британский менеджмент, как и менеджмент в других странах, опирается на национальную деловую культуру, менталитет и вероисповедание граждан, мировые и отечественные достижения науки и практики в сфере менеджмента.
Термин модель (лат. modulus – мера, аналог, образец) обозначает упрощенное, но четкое и ясное описание системы идей, подходов, принципов лежащих в основе какого-либо явления.
Самой первой моделью менеджмента является модель, которая была предложена еще в 1916 году классиком менеджмента французом Анри Файолем. Эта модель, с поправкой на сегодняшний день, дает удачное и полное представление о той или иной системе основных идей и испытанных на практике подходов, позволяющих менеджменту компании проявлять «искусство управления» и успешно привлекать «других людей» к достижению поставленных целей.
Выдающимися британскими учеными, внесшими неоценимый вклад в развитие различных аспектов менеджмента, являлись Линдал Урвик , автор книг «Менеджмент завтрашнего дня» (1933) и «Элементы администрации» (1934), а также Чарльз Хэнди, опубликовавший в 1976 году бестселлер «Осознание организации».
Классическая модель менеджмента состоит из четырех элементов – планирования, организации, руководства и контроля. Содержание этих элементов и их взаимодействие отражают характеристики и отличительные черты менеджмента в той или иной стране.
Планирование в британских компаниях, как и в компаниях других стран, предполагает решение двух задач – выработку целей организации и определение ресурсов для их достижения.
В иерархию корпоративных целей обязательно входит миссия (описание смысла деятельности организации в ярком, запоминающемся формате), стратегические цели (положение, в котором компания хочет оказаться в период от двух до пяти лет) и оперативные цели (задачи подразделений компании на один год с разбивкой по кварталам и месяцам).
Особенностью планирования в Великобритании является то, что, несмотря на господство в этой стране либеральных взглядов касательно степени участия государства в управлении экономикой, здесь уже давно и успешно функционирует институт индикативного планирования.
Туманный Альбион, при помощи прямого финансирования заинтересованных компаний или через механизм льготного кредитования стимулируют их к включению в перечень своих стратегических задач вопросов связанных с фундаментальными научными исследованиями, с модернизацией и быстрым внедрением новых технологий, с равномерным развитием регионов страны.
Организация, исходя из установленных на этапе планирования целей, предполагает распределение заданий, ресурсов, ответственности и полномочий между подразделениями и работниками компании. Регламентации этого элемента модели менеджмента в Великобритании уделяется большое внимание, и особое значение имеет формирование организационных структур.
Британские компании при проектировании организационных структур исходят из: тех стратегических задач, которые необходимо решать, вида и географии деятельности, своих размеров, особенностей продуктовой линейки, рыночной ситуации.
Искомая организационная структура британской фирмы является гибким результатом комбинации элементов классических структур – линейной, функциональной, штабной матричной или проектной.
В результате, чаще всего, компании Великобритании применяют такие структуры, как:
– линейно – функциональная структура – вертикальная линейная иерархия в разрезе функций (производство, маркетинг, финансы и т.д.),
– дивизиональная структура – вертикальная линейная иерархия в разрезе выпускаемых продуктов, клиентских групп, географических регионов,
– функционально – матричная структура – гибкая решетчатая структура, состоящая из вертикального линейно-функционального управления и горизонтального проектного управления.
Руководство – этот элемент модели менеджмента призван обеспечить в компании атмосферу, способствующую активному стремлению работников к выполнению установленных им задач и функций, к достижению корпоративных целей. Самыми важными составляющими этого элемента модели являются качественный подбор персонала, его обучение и мотивация, создание благоприятной организационной культуры.
Основные критерии подбора персонала в британских фирмах – наличие специализированных знаний и профессиональных навыков, а также отличное знание языка, инициативность, коммуникабельность и умение работать в коллективе. Большое значение при приеме на работу имеют деловая репутация кандидата, сведения о ранее достигнутых им практических результатах и отзывы предыдущих работодателей.
Наиболее популярными источниками найма сотрудников, помимо внутренних источников, являются: рекомендации знакомых, предложения членов коллектива, услуги кадровых агентств, базы резюме из Интернета.
Соответствие кандидата критериям подбора выявляется при помощи тестирования, собеседования, интервьюирования будущими коллегами. В отдельных компаниях существует практика приема нового человека на работу лишь после согласования всеми членами команды, с которыми ему предстоит вместе работать.
Целями профессионального обучения в Великобритании является развитие навыков и компетенций работников, позволяющих повысить эффективность их труда, а также удовлетворение потребностей компании в персонале за счет внутренних человеческих ресурсов. Обучение персонала в британских компаниях строится на основании системы «систематического планомерного повышения квалификации», включающей в себя:
- определение потребностей в обучении – анализ необходимости в приобретении работниками тех или иных знаний, навыков, повышения их компетентности в связи с возникновением или ожиданием организационных или производственных проблем,
- определение способа обучения – внутри или вне организации, на рабочем месте или в учебных центрах компаний,
- разработку программы и проведение обучения в разрезе целевых направлений – обучение продажам, техническое обучение, обучение офисных работников и др.
- акцентирование в процессе обучения на практичности и конкретности профессиональных знаний,
- проведение оценки профессионального обучения путем сравнения целевого трудового поведения (знаний и навыков) работника и его фактического трудового поведения, сформированного в результате обучения.
Мотивация персонала британских компаний призвана создавать условия, побуждающие работников компаний к эффективному труду.
Основным и самым действенным мотивационным инструментом является оплата труда. Формы и системы оплаты труда в Великобритании определяются условиями коллективных и индивидуальных договоров. В настоящее время в негосударственном секторе активно используются такие системы оплаты труда, как:
- оплата труда в зависимости от результатов труда работника (трудовая заработная плата),
- оплата труда, в зависимости от прибыли компании (колеблющаяся заработная плата),
- оплата труда, в зависимости от результатов труда работника и прибыли компании (комбинированная заработная плата).
Чаще всего британские компании применяют для мотивации работников комбинированную систему оплаты труда, состоящую из:
– должностного оклада и бонусов, устанавливаемых работнику по его трудовому вкладу в деятельность фирмы (денежная выплата),
– доли от участия в прибыли компании, также устанавливаемой работнику по его трудовому вкладу в деятельность фирмы (денежная выплата),
– доли от участия в прибыли компании, устанавливаемой работнику пропорционально вложенного им личного капитала (оплата в виде акций и дивидендов).
В организациях государственного сектора оплата труда является результатом переговоров между профсоюзами и работодателями, отражается в долгосрочных отраслевых соглашениях и организовывается при помощи тарифной системы.
Заработная плата в Великобритании регулярно индексируется, а основным методом индексации является автоматическое повышение заработной платы с учетом изменения индекса цен за определенный период.
Дополняют систему корпоративной мотивации различные дополнительные социальные программы – пенсионного обеспечения, медицинского страхования, страхования жизни, страхование несчастного случая, покупки жилья, а также система точечных льгот – предоставление персонального автомобиля и оплата стоимости бензина, выплаты на одежду и оплата питания, возмещение затрат на телефонные переговоры и др.
Организационная культура, представляющая собой систему норм, ценностей и убеждений, которые определяют поведение членов организации в процессе трудовой деятельности, в британских компаниях отличается:
– гибкой организационной иерархией – каждый сотрудник четко знает перечень и объем своих задач, все остальные элементы производственного и трудового взаимодействия формализованы в значительно меньшей степени,
– коллегиальным процессом принятия управленческих решений – руководитель принимает решения с учетом мнения членов своей команды,
– партисипативным (партнерским) стилем управления – менеджер, поручая производственные задания своим подчиненным, активно делегирует им полномочия, дает возможность планировать свою деятельность и создает простор для командных и индивидуальных достижений,
– взаимной доброжелательностью, пунктуальностью, вежливостью и сдержанностью членов организации, стремлением к спокойной и дружной работе, но в то же время и способностью откровенно высказать критические замечания своим коллегам.
Идеальный британский руководитель — целенаправленный, прагматичный, обладающий высоким уровнем самообладания профессионал, который умело и искусно использует всю полноту власти в рамках своих полномочий.
Контроль – замыкающий элемент британской модели менеджмента. Он предназначен для надежного обеспечения соответствия результатов деятельности компании, ее отдельных подразделений или сотрудников установленным стратегическим и оперативным планам.
В компаниях Великобритании контроль осуществляется в рамках специальной процедуры, разработанной Институтом дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса.
Основными контрольными документами британской компании являются детализированные бюджеты, разработанные в рамках стратегического планирования. Контрольная процедура заключается в проведении ежемесячных и ежеквартальных обзорных совещаний на уровне руководства компании и ее подразделений, на которых обсуждается производственная деятельность и происходит сравнение значений достигнутых показателей с запланированными бюджетами. Отклонения анализируются, определяются их причины, формируются мероприятия по их минимизации.