JobGrade

Модель менеджмента в Великобритании


Менеджмент, согласно краткому и точному высказыванию Мэри Паркер Фоллет, замечательной американской ученой, стоявшей у истоков науки об управлении, – это «искусство обеспечения выполнения работы другими людьми».

Британский менеджмент, как и менеджмент в других странах, опирается на национальную деловую культуру, менталитет и вероисповедание граждан, мировые и отечественные достижения науки и практики в сфере менеджмента.

Термин модель (лат. modulus – мера, аналог, образец) обозначает упрощенное, но четкое и ясное описание системы идей, подходов, принципов лежащих в основе какого-либо явления.

Самой первой моделью менеджмента является модель, которая была предложена еще в 1916 году классиком менеджмента французом  Анри Файолем. Эта модель, с поправкой на сегодняшний день, дает удачное и полное представление о той или иной системе основных идей и испытанных на практике подходов, позволяющих менеджменту компании проявлять «искусство управления» и успешно привлекать «других людей» к достижению поставленных целей.

Выдающимися британскими учеными, внесшими неоценимый вклад в развитие различных аспектов менеджмента, являлись Линдал Урвик , автор книг «Менеджмент завтрашнего дня» (1933) и «Элементы администрации» (1934), а также Чарльз Хэнди, опубликовавший в 1976 году бестселлер «Осознание организации».

Классическая модель менеджмента состоит из четырех элементов – планирования, организации, руководства и контроля. Содержание этих элементов и их взаимодействие отражают характеристики и отличительные черты менеджмента в той или иной стране.

Планирование в британских компаниях, как и в компаниях других стран, предполагает решение двух задач – выработку целей организации и определение ресурсов для их достижения.

В иерархию корпоративных целей обязательно входит миссия (описание смысла деятельности организации в ярком, запоминающемся формате), стратегические цели (положение, в котором компания хочет оказаться в период от двух до пяти лет) и оперативные цели (задачи подразделений компании на один год с разбивкой по кварталам и месяцам).

 

Особенностью планирования в Великобритании является то, что, несмотря на господство в этой стране либеральных взглядов касательно степени участия государства в управлении экономикой, здесь уже давно и успешно функционирует  институт индикативного планирования.

Туманный Альбион, при помощи прямого финансирования заинтересованных компаний или через механизм льготного кредитования стимулируют их к включению в перечень своих стратегических задач вопросов связанных с фундаментальными научными исследованиями, с модернизацией и быстрым внедрением новых технологий, с равномерным развитием регионов страны.

 

Организация, исходя из установленных на этапе планирования целей, предполагает распределение заданий, ресурсов, ответственности и полномочий между подразделениями и работниками компании. Регламентации этого элемента модели менеджмента в Великобритании уделяется большое внимание, и особое значение  имеет формирование организационных структур.

Британские компании при проектировании организационных структур исходят из: тех стратегических задач, которые необходимо решать, вида и географии деятельности, своих размеров, особенностей продуктовой линейки, рыночной ситуации.

Искомая организационная структура британской фирмы является гибким результатом комбинации элементов  классических структур – линейной, функциональной, штабной матричной или проектной.

В результате, чаще всего, компании Великобритании применяют такие структуры, как:

–  линейно – функциональная структура – вертикальная линейная иерархия в разрезе функций (производство, маркетинг, финансы и т.д.),

– дивизиональная структура – вертикальная линейная иерархия в разрезе выпускаемых продуктов, клиентских групп, географических регионов,

– функционально – матричная структура – гибкая решетчатая структура, состоящая из вертикального линейно-функционального управления и горизонтального проектного управления.

Руководство – этот элемент модели менеджмента призван обеспечить в компании атмосферу, способствующую активному стремлению работников к выполнению установленных им задач и функций, к достижению корпоративных целей.  Самыми важными составляющими  этого элемента модели являются  качественный подбор персонала, его обучение и мотивация, создание благоприятной организационной культуры.

Основные критерии подбора персонала в британских фирмах – наличие специализированных знаний и профессиональных навыков, а также отличное знание языка, инициативность, коммуникабельность и умение работать в коллективе. Большое значение при приеме на работу имеют деловая репутация кандидата, сведения о ранее достигнутых им практических результатах и отзывы предыдущих работодателей.

Наиболее  популярными источниками найма сотрудников, помимо внутренних источников, являются: рекомендации знакомых, предложения членов коллектива, услуги кадровых агентств, базы резюме из Интернета.

Соответствие кандидата критериям подбора выявляется  при помощи тестирования, собеседования, интервьюирования  будущими коллегами. В отдельных компаниях существует практика приема нового человека на работу лишь после согласования всеми членами команды, с которыми ему предстоит вместе работать.

Целями профессионального обучения в Великобритании является развитие навыков и компетенций работников, позволяющих повысить эффективность их труда, а также удовлетворение потребностей компании в персонале за счет внутренних человеческих ресурсов.   Обучение персонала в британских компаниях строится на основании системы «систематического планомерного повышения квалификации», включающей в себя:

  • определение потребностей в обучении – анализ необходимости в приобретении работниками тех или иных знаний, навыков, повышения их компетентности в связи с возникновением или ожиданием организационных или производственных проблем,
  • определение способа обучения – внутри или вне организации, на рабочем месте или в учебных центрах компаний,
  • разработку программы и проведение обучения в разрезе целевых направлений – обучение продажам, техническое обучение, обучение офисных работников и др.
  • акцентирование в процессе обучения на практичности и конкретности профессиональных знаний,
  • проведение оценки профессионального обучения путем сравнения целевого трудового поведения (знаний и навыков) работника и его фактического трудового поведения, сформированного в результате обучения.

 

Мотивация персонала  британских компаний призвана создавать условия, побуждающие работников компаний к эффективному труду.

Основным и самым действенным мотивационным инструментом является оплата труда. Формы и системы оплаты труда в Великобритании определяются условиями коллективных и индивидуальных договоров. В настоящее время в негосударственном секторе активно используются такие системы оплаты труда, как:

  • оплата труда в зависимости от результатов труда работника (трудовая заработная плата),
  • оплата труда, в зависимости от прибыли компании (колеблющаяся заработная плата),
  • оплата труда, в зависимости от результатов труда работника и прибыли компании (комбинированная заработная плата).

Чаще всего британские компании применяют для мотивации работников комбинированную систему оплаты труда, состоящую из:

– должностного оклада и бонусов, устанавливаемых работнику по его трудовому вкладу в деятельность фирмы (денежная выплата),

– доли от участия в прибыли компании, также  устанавливаемой работнику по его трудовому вкладу в деятельность фирмы (денежная выплата),

– доли от участия в прибыли компании, устанавливаемой работнику пропорционально вложенного им личного капитала (оплата в виде акций и дивидендов).

В организациях государственного сектора оплата труда является результатом переговоров между профсоюзами и работодателями, отражается в долгосрочных отраслевых соглашениях и организовывается при помощи тарифной системы.

Заработная плата в Великобритании  регулярно индексируется, а основным методом индексации является автоматическое повышение заработной платы с учетом изменения индекса цен за определенный период.

Дополняют систему корпоративной мотивации различные дополнительные социальные программы – пенсионного обеспечения, медицинского страхования,  страхования жизни, страхование несчастного случая, покупки жилья, а также система точечных льгот – предоставление персонального автомобиля и оплата стоимости бензина, выплаты на одежду и оплата питания, возмещение затрат на телефонные переговоры и др.

 

Организационная  культура, представляющая собой систему норм, ценностей и убеждений, которые определяют поведение членов организации в процессе трудовой деятельности, в британских компаниях отличается:

–  гибкой организационной иерархией – каждый сотрудник четко знает перечень и объем своих задач, все остальные элементы производственного и трудового взаимодействия формализованы в значительно меньшей степени,

– коллегиальным процессом приня­тия управленческих решений – руководитель принимает решения с учетом мнения членов своей команды,

– партисипативным (партнерским) стилем управления – менеджер, поручая производственные задания своим подчиненным, активно делегирует им полномочия, дает возможность планировать свою деятельность и создает простор для командных и индивидуальных достижений,

– взаимной доброжелательностью, пунктуальностью, вежливостью и сдержанностью членов организации, стремлением к спокойной и дружной работе, но в то же время и способностью откровенно высказать критические замечания своим коллегам.

Идеальный британский руководитель — целенаправленный, прагматичный, обладающий высоким уровнем самообладания профессионал, который умело и искусно использует всю полноту власти в рамках своих полномочий.

Контроль – замыкающий элемент британской модели менеджмента. Он предназначен для надежного обеспечения соответствия результатов деятельности компании, ее отдельных подразделений или сотрудников установленным стратегическим и оперативным планам.

В компаниях Великобритании контроль осуществляется в рамках специальной процедуры, разработанной Институтом дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса.

Основными контрольными документами британской компании являются детализированные бюджеты, разработанные в рамках стратегического планирования. Контрольная процедура заключается в проведении ежемесячных и ежеквартальных обзорных совещаний на уровне руководства компании и ее подразделений, на которых обсуждается производственная деятельность и происходит сравнение значений достигнутых показателей с запланированными бюджетами. Отклонения анализируются, определяются их причины, формируются мероприятия по их минимизации.


Добавить комментарий