Модель менеджмента во Франции

Менеджмент, согласно краткому и точному высказыванию Мэри Паркер Фоллет, замечательной американской ученой, стоявшей у истоков науки об управлении, – это «искусство обеспечения выполнения работы другими людьми».

Французский менеджмент, как и менеджмент в других странах, опирается на национальную деловую культуру, менталитет и вероисповедание граждан, мировые и отечественные достижения науки и практики в сфере менеджмента.

Термин модель (лат. modulus – мера, аналог, образец) обозначает упрощенное, но четкое и ясное описание системы идей, подходов, принципов лежащих в основе какого-либо явления.

Самой первой моделью менеджмента является модель, которая была предложена еще в 1916 году классиком менеджмента французом  Анри Файолем. Эта модель, с поправкой на сегодняшний день, дает удачное и полное представление о той или иной системе основных идей и испытанных на практике подходов, позволяющих менеджменту компании проявлять «искусство управления» и успешно привлекать «других людей» к достижению поставленных целей.

Классическая модель менеджмента состоит из четырех элементов – планирования, организации, руководства и контроля. Содержание этих элементов и их взаимодействие отражают особенности менеджмента в той или иной стране.

Планирование во французских компаниях, как и в других компаниях мира, предполагает решение двух задач – выработку целей организации и определение ресурсов для их достижения.

В иерархию корпоративных целей обязательно входит миссия (описание смысла деятельности организации в ярком, запоминающемся формате), стратегические цели (положение, в котором компания хочет оказаться в период от трех до пяти лет) и оперативные цели (задачи подразделений компании на один год с разбивкой по кварталам и месяцам).

Вместе с тем, планирование во Франции, имеет свои особенности, заключающиеся в том, что в этой стране на уровне государства на протяжении более полувека действует система  индикативного планирования дополняющего действие рыночного механизма. Индикативное планирование заключается в определении государством рекомендуемых в интересах страны целей развития и создания финансовых и других стимулов для тех французских компаний, которые свои корпоративные планы согласились формировать с учетом государственных индикативных показателей.

 

Организация, исходя из установленных на этапе планирования целей, предполагает распределение заданий, ресурсов  и полномочий между подразделениями и работниками компании. Регламентации этого элемента модели менеджмента во Франции уделяется большое внимание, и особое значение  играет формирование организационных структур.

Проектируя организационные структуры, французские компании опираются на весь арсенал типовых структур, используемых в разных странах на протяжении последнего столетия. Исходят они при формировании структуры из необходимости достижения стратегических целей, размера компании, территориальных особенностей, вида выпускаемого продукта и клиентской базы. Чаще всего применяются:

–  линейно – функциональная структура – жесткая вертикальная линейная иерархия в разрезе функций (производство, маркетинг, финансы и т.д.),

– дивизиональная структура – жесткая вертикальная линейная иерархия в разрезе дивизионов – по продуктам, клиентским группам, географическим регионам,

– функционально – матричная структура – гибкая решетчатая структура, состоящая из вертикального линейно-функционального управления и горизонтального проектного управления.

Специфика французского подхода к формированию структур заключаются в том, что в сравнении с иностранными компаниями, корпоративные структуры во Франции содержат значительно большее количество уровней иерархии. А это ведет к увеличению общего количества руководителей (функциональных, продуктовых, линейных, проектных), к необходимости жесткой регламентации обязанностей, полномочий и ответственности подразделений и сотрудников всех уровней массивной иерархической лестницы, а также к необходимости подробного  описания задач, функций и процессов, которые должны выполняться в компании.

 

Руководство – этот элемент модели менеджмента призван обеспечить в компании атмосферу, способствующую активному стремлению работников к выполнению установленных им задач и функций, к достижению корпоративных целей.  Самыми важными составляющими  этого элемента модели являются подбор персонала, его обучение и мотивация, наличие благоприятной организационной культуры.

Основные критерии подбора персонала во французских фирмах – наличие у кандидата интеллектуальных способностей, специализированных знаний и профессиональных навыков. Недопустимо проявление кандидатом избыточной напористости и агрессивности.

 Кандидату важно представить хорошие рекомендации от предыдущих работодателей, демонстрировать желание принять в полном объеме ценности и традиции компании, а также готовность к долгосрочной трудовой деятельности в ее рамках. Большое значение при приеме на работу имеет престижность учебного заведения и оценки в дипломе об образовании.

 Соответствие кандидата критериям подбора выявляется  при помощи тестирования, исследования биографических данных, графологического анализа почерка, собеседования.

Обучению персонала во Франции, как и в других развитых странах, уделяется большое внимание. Тем не менее, подготовка сотрудников во французских компаниях имеет ряд отличий:

  • законодательство страны обязывает все организации с числом служащих более 10 человек тратить не менее 1,6 процента своего фонда заработной платы на повышение квалификации работников различного уровня, в противном случае эти деньги изымаются в государственный бюджет,
  • обязательность обучения ведет к тому, что не менее 30% персонала из каждой профессиональной категории в организациях Франции ежегодно охвачены учебой,
  • переподготовка носит конкретный, практический характер и увязываются с общей стратегией компании,
  • обучение проводится как на рабочих местах сотрудников под руководством закрепленного преподавателя, так и в выделенных Центрах профессиональной подготовки учеников.

 

Системы мотивации персонала  призваны создавать материальные и нематериальные условия, побуждающие работников к эффективному труду.

Размер мотивационного пакета работника во Франции формируется под влиянием четырех основных факторов: индексации заработной платы, системы оплаты труда, системы нематериальной мотивации, корпоративной системы социальных льгот.

  • Индексация заработной платы – является обязательной и отражается в коллективных договорах работодателя с профсоюзом; зависит она от уровня цен на потребительские товары в стране и стоимости жизни.
  • Система оплаты труда работника – строго индивидуализирована и включает в себя постоянную и переменную составляющие,

– постоянная или тарифная часть оплаты труда зависит  от бальной оценки рабочего места, которое занимает работник, то есть от степени ответственности, мастерства и квалификации, которые должны быть обеспечены на данном рабочем месте, а также от того, насколько условия труда на этом месте являются тяжелыми, вредными или  опасными,

– переменная или премиальная часть оплаты труда зависит от инициативности и добросовестности работника, занимающего данное рабочее место, от качественных и количественных результатов его труда,

– переменные мотивационные инструменты в виде участия в прибыли или собственности компании устанавливаются для отдельных категорий сотрудников (в первую очередь управленческих).

  • Система нематериальной мотивации – включает в себя предоставление сотруднику возможности работать в режиме скользящего или гибкого графика работы, а также обеспечение перспектив его карьерного роста.
  • Корпоративная система социальных программ и льгот – имеет в своем арсенале добровольное медицинское страхование работников, корпоративное пенсионное обеспечение, страхование жизни, помощь в выплате кредитов, корпоративное питание, санаторный отдых и лечение.

 

Организационная  культура представляет собой систему норм, ценностей и убеждений, определяющих поведение членов организации в процессе трудовой деятельности. Во французских компаниях отличается:

– жесткой организационной иерархией – каждый сотрудник четко осознает свой статус в компании, все необходимые трудовые и производственные процедуры и процессы строго формализованы,

– централизованным процессом приня­тия управленческих решений – руководитель принимает решения единолично,

– патерналистским (отеческим) стилем управления – менеджер, поручая производственные задания своим подчиненным, всемерно поддерживает их при выполнении требуемых действий, уделяет много внимания моральной поддержке и социальным нуждам работников,

– взаимной доброжелательностью и вежливостью членов организации, стремлением к спокойной и дружной работе.

Идеальный французский руководитель — это выпускник престижного учебного заведения страны, опытный и высококвалифицированный менеджер, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в рамках своих полномочий.

Контроль – замыкающий элемент модели менеджмента, предназначен для надежного обеспечения соответствия результатов деятельности компании, ее подразделений и отдельных сотрудников установленным стратегическим и оперативным планам.

Основной отличительной чертой контрольных процедур во Франции является то, что они проводятся не только ради обнаружения отклонений от плановых заданий, поиска  и наказания виновных лиц, а, главным образом, ради выявления резервов развития компании и мобилизации сотрудников на качественное и количественное улучшение показателей своей работы. В связи с этим:

  • контроль осуществляется открыто и гласно – все члены организации прекрасно информированы о промежуточных и конечных результатах работы и достигнутых показателях на своих рабочих местах, а также в рамках их структурных подразделений и по компании в целом,
  • результаты контроля являются предметом совместного подробного анализа и обсуждения между сотрудником и руководителем – менеджмент компании уделяет пристальное внимание регулярному обмену мнениями и общению с работниками по итогам контрольных проверок с целью получению взвешенных и всесторонних выводов, способствующих, в конечном счете, росту организационной эффективности.